Искусство Возрождения

Культура и искусство » Наука Эпохи Возрождения » Искусство Возрождения

Страница 3

В искусстве Ренессанса человек стал реальной и независи­мой ценностью. В архитек­туре это проявляется не только в очеловечивании пропорций зданий, но и в создании идей этажа. В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической традиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм и возрождении античной ордерной системы, но и в классической соразмерности пропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с легко обозримым пространством интерьера. Особенно много нового было создано в области гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают более нарядный облик многоэтажные городские здания (ратуши, дома купеческих гильдий, университеты, склады, рынки и т.д.), возникает тип городского дворца (палаццо) – жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы. Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов, реконструируются городские центры. Формируется отношение к архитектуре как к проявлению индивидуального мастерства. Обращение к образцам античности вкупе с развитием математики и инженерных наук порождает идею гармонического совершенства в искусстве вообще и в зодчестве в частности. Сочинение «О божественной пропорции» Л. Почоли, рассуждения о необходимости грации наряду с правильными пропорциями и соответствии античным образцам в «Жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Д. Вазари, а также работы А. Палладио, В. Данти и др. создают теоретическую базу, согласно которой и действуют мастера Возрождения.

В музыке продолжается развитие вокальной и инструментальной полифонии. Особенно заметна сложившаяся в XV веке нидерландская полифоническая школа, игравшая значительную роль в профессиональной европейской музыке на протяжении двух столетий, вплоть до появления оперы (композиторы Ж. Депре, О. Лассо). В светской музыке появляются новые жанры: фроттоле – песня народного происхождения в Италии; вильяниско – песенка на любую тему, от лирических и пасторальных до исторических и нравоучительных – в Испании; мадригал – вид песенной лирики, исполнявшийся на родном языке). В то же время некоторые музыкальные деятели обосновывают преимущества монадической музыки, в противовес увлечению многоголосьем. Появляются жанры, способствующие утверждению гомофонии (одноголосья) – сольная песня, кантата, оратория. Развивается и теория музыки.

Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного. Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом “Декамероне” Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной гармонии.

Блистательный расцвет литературы был вызван установкой на восстановление связей с античностью. Именно эта посылка окончательно разрушила синкретизм средневековой словесности. Поскольку главным в искусстве эпохи Возрождения было подражание не конкретным произведениям античных авторов, а основным принципам создания этих произведений, мастера Возрождения внимательно изучали труды теоретиков античной литературы: «Поэтику» Аристотеля и «Послание к Пизонам» Горация. Часто положения этих трудов абсолютизировались, возводились в догму, а сами Аристотель и Гораций восхвалялись как непререкаемые авторитеты. Однако ни Аристотель, ни Гораций не могли полностью обеспечить потребность в развернутом учении о законах поэтического творчества иного времени и иной цивилизации. Поэтому, «истолковывая их», гуманисты Возрождения создавали практически новую поэтику, соответствующую их собственным эстетическим принципам. Установка на подражание античным образцам привела к кардинальному пересмотру системы литературных жанров: в драматургии на смену мистерии, моралите и мираклю пришли трагедия и комедия; в лирике появились ода, сонет и пастораль; в эпосе сформировались новелла и роман. Сонеты Ф. Петрарки вызвали целую волну европейского «петраркизма», новеллистка Дж. Бокаччо определила характер развития этого жанра вплоть до наших дней, тогда как романы Ф. Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль») и М. Сервантеса («Дон Кихот») заложили основу для создания ведущего эпического жанра нового времени. Наконец, драматургия У. Шекспира на многие годы стала основой репертуара лучших европейских театров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Европейская культура Нового времени
Термин "Новое время" чаще всего употребляют для обозначения периода развития Европы в ХVII-XVIII веках. При этом начальные моменты особенностей культуры Нового времени связываются с Ренессансом и Реформацией. А вот, что касается ...

Архитектурные конкурсы
Возведение архитектурных сооружений имеет многовековую историю. Развиваясь, прежде всего на базе реализации культовых идей, как, например, строительство храмов, монастырей, оборонительных сооружений, в архитектуре долгое время присутствов ...

Мастера
К старшему поколению петриковских мастеров принадлежат Татьяна Пата, Арина Пилипенко, ее сверстница Надежда Билокинь, Полина Глущенко, Мария Приймаченко, и кое-что из более молодых Анна Исаева и Надежда Тимошенко. Все они сформировались ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация