В заметке, озаглавленной «Различие положения в конце древнего мира (ок. 300 года) и в конце средневековья (в 1453 году)» Ф. Энгельс говорит о «могучем литературном подъеме XIV века», а в его известной оценке места Данте в истории культуры в качестве рубежа выступает 1300 год (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 506; Т. 22. С. 382.) Ренессансной литературе приходилось вскрывать свойственное многим людям того времени переплетение героического энтузиазма, титанической энергии и разносторонности с чертами феодальными и с хищничеством «первоначального накопления». Не случайно художниками Возрождения, особенно в Англии – Кристофером Марле и Шекспиром, – была создана галерея персонажей, исторических, легендарных, современных, у которых необузданный индивидуализм перерастает в неслыханное злодейство. Завоеватель Тамерлан, ростовщик Варавва у Марле, шекспировские короли – от Иоанна до Ричарда III, многие частные лица – Эдмунд, Яго, Шейлок – отражают и воплощают жестокость времени, злодейские умыслы, ранее не доступные средневековому «патриархальному» варварству. «Первоначальное накопление» в эпоху Возрождения было двойником исторического прогресса.
Театр в эпоху Возрождения становится самостоятельным видом искусства и занимает свое особое место в системе художественной культуры человечества. Этому процессу способствовала ориентация гуманистов на античность. Из трудов Аристотеля они почерпнули основные принципы организации театрального действа и теорию таких драматических жанров, как комедия и трагедия. Если в период Средневековья театральные действа были составной частью народной ярмарочной культуры (фарсы, соти и пр.) или же дополнением к церковным службам (мистерии, моралите и др.), то в эпоху Возрождения театр оформляется как особая форма эстетической деятельности, способствующая не только воспитанию и развлечению, но и выполняющая гносеологические функции. Зарождение нового театра связано с Италией. Именно здесь появляются первые трагедии («Софонисба» Триссино) и комедии (Л. Ариосто, Н. Макиавелли). Здесь же возникают первые профессиональные труппы, ориентирующиеся на античные принципы организации спектакля. Утверждение театра как полноправного вида искусства происходит в Англии, особенно в период расцвета «елизаветинской драмы». В Англии появляется первый публичный театр Д. Бербеджа, и начинают строиться специальные помещения для театральных представлений («Лебедь», «Глобус» и др.), причем за образец берутся театры Древней Греции и Рима. К. Марло создает трагедии, в которых ставятся проблемы возможностей познания мира человеком («Трагическая история доктора Фауста»), власти («Тамерлан Великий»). Особое место в творчестве этого драматурга занимает трагедия «Мальтийский еврей». В ней звучат весьма тревожные ноты, связанные с оценкой противоречивой роли буржуазии, стремящейся к пересмотру всех культурных ценностей человечества. Наиболее яркой фигурой ренессансного театра явился, безусловно, Уильям Шекспир – гениальный драматург, режиссер и организатор театра. «Шекспиризация» способствовала расцвету театрального искусства в большинстве стран Европы, а пьесы У. Шекспира стали своеобразным критерием сценического мастерства многих великих актеров.
Своеобразный характер имело северное Возрождение (Германия, Нидерланды, Франция). Оно отстает от итальянского на целое столетие. В искусстве северного Возрождения больше средневекового мировоззрения, влияния религии, символики. Философской основой северного Ренессанса был пантеизм, который, не отрицая Бога, как бы растворяет его в природе. Основателем и крупнейшим представителем северного Возрождения был Альбрехт Дюрер. Он был теоретиком искусства, первым в Германии создал труд о перспективе. Дюрер был автором множества картин, гравюр, гравюр на дереве, рисунков и акварелей. Влияние пантеизма обусловило появление пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие пейзажисты – А. Дюрер, Л. Кранах. В искусстве северного Возрождения также получил развитие портрет. Немецкие портретисты были безразличны к красоте, для них главное – передать характер, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда – в ущерб красоте, идеалу. Крупнейшие портретисты: в Германии – Дюрер, Гольбейн, в Нидерландах – Ян ван Эйк, ван дер Вейден, во Франции – Фуке. В рамках северного Возрождения возникает и развивается (прежде всего в Нидерландах) бытовая картина. Крупнейшим мастеров этого жанра был Питер Брейгель, писавший сцены из крестьянской жизни. Нидерландских художников отличала крайняя тщательность письма. В северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму.
Еще по теме:
Раннее творчество и интриги
Четыре года спустя после смерти жены отец Дали женился на бывшей жене своего брата. Дали счел это предательством. Так родилась одна из самых первых его аллегорий, основанная на истории Вильгельма Телля, которого Дали превратил в Эдиповск ...
Образ жизни как культурологическая категория
Жизни — это культурно-бытовой уклад, свойственный той или иной социально-культурной группе. Он включает в себя, как правило, устойчивые черты жизни людей, освященные определенной культурной традицией, и характеризует культурную среду. Ко ...
Образ Ареса в живописи и скульптуре
Арес, Арей (Аρης) – неистовый бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны. Воплощение разрушения. Ему всё равно, на чьей стороне сражаться, лишь бы раздавался лязг мечей, и лилась кровь.
Древний миф об Аресе свидетел ...