Николо-Угрешский монастырь

Культура и искусство » Николо-Угрешский монастырь

Страница 6

В 1920-е годы большевики сняли с колокольни все колокола, пустив их на переплавку, а в начале Великой Отечественной войны, посчитав, что величественная Николо-Угрешская колокольня является слишком заметным ориентиром для вражеских бомбардировщиков, власти разрушили несколько верхних ярусов колокольни. Теперь колокольня полностью восстановлена. Восстановлена и звонница - причем звучание колоколов проверялось по сохранившимся аудиозаписям угрешских звонов.

Замыкающая монастырскую территорию с запада, Палестинская стена была построена в 1866 году. По замыслу архитекторов, она изображает иконописный город - своеобразный Новый Иерусалим в камне.

В советское время Палестинская стена сильно пострадала - впрочем, не столько по чьему-то злому умыслу, сколько по безалаберному отношению к памятнику архитектуры: деревья, росшие возле стены, разрушили своими корнями ее фундамент. При реставрации, проведенной в 1970 году, пришлось даже "выпрямлять" одну из башен.

Николо-Угрешский монастырь всегда был местом ссылки для "подозрительных" лиц духовного звания. При царе Алексее Михайловиче здесь содержались старообрядцы.

Несколькими днями раньше расстригли попа Никиту Добрынина (Пустосвята).14 мая 1666 года всех троих привезли в Николо-Угрешский монастырь. Везли раскольников не по основной дороге, а околицами, минуя, по возможности, деревни и села, чтобы не привлекать внимания простых людей, сочувствовавших старообрядцам, страдальцам за "старую веру".

Диакон Федор писал родственникам об обстоятельствах своего заключения: "И как привезли к монастырю нас, взяли отца Аввакума два стрельца под руки, обвили голову ему епанчей и повели в монастырь боковыми воротами, что от рощи. При виде этого я пришел в ужас и подумал, как помню: в пропасть глубокую хотят нас сажать на смерть . И увели Аввакума: не знал я, куда его дели. Пришел полуголова и велел стрельцам взять меня так же, а голову мою рогожей покрыть . Посадили меня в башню пустую, а бойницы замазали и двери заперли". Современные исследователи полагают, что, возможно, дьякон Федор и поп Никита содержались в угловой северо-восточной башне, сохранившейся по сей день. С большей или меньшей степенью точности установлено и место, где сидел протопоп Аввакум: скорее всего, то был подвал под Успенской церковью. Жене, протопопице Наталье Марковне, верной своей подруге и сострадалице, писал он: "У Николы на Угреше сежю в темной полате, весь обран и пояс снят со всяцем утвержением, и блюстители пред дверьми и внутрь полаты - полуголова со стрельцами. Иногда есть дают хлеб, а иногда и щи ."

Протопоп Аввакум сидел на Угреше в течение семнадцати недель. Летом в обитель приезжал царь Алексей Михайлович. Он благоволил к Аввакуму, видел в нем яркого проповедника, которой еще мог бы послужить Церкви и государству. Но Аввакум столь яростно отвергал "никонианскую ересь", что надежд на его покаяние было мало. О посещении Николо-Угрешского монастыря царем протопоп писал впоследствии: "А как на Угреше был, тамо и царь приходил и посмотря, около полатки вздыхая, а ко мне не вошел: и дорогу было приготовили, насыпали песку, да подумал-подумал, да не вошел, нолуголову взял, и с ним кое-што говоря про меня, да поехал домой. Кажется, и жаль ему меня, да видиш, Богууш-то надобно так".

27 августа у царя родился сын Иоанн, будущий соправитель Петра I. По случаю этой радости государь повелел отпустить из угрешского заточения повинившихся Федора и Никиту (впрочем, покаяние последних оказалось "вынужденной мерой"; в 1682 году, во время стрелецкого бунта, Никита Пустосвят вновь заявил о себе как о старообрядце и был казнен на Лобном месте в Москве, а бывшего дьякона Федора еще в 1667 году отправили в Пустозерск).

Что касается протопопа Аввакума, то он в начале сентября был препровожден на новое место заключения - в Пафнутьев Боровский монастырь ("Посем свезли меня паки в монастырь Пафнутьев и там, заперши в темную полатку, скована держали год без мала"). Стрелецкому полуголове, четырем стрельцам и двум денщикам, сопровождавшим его, дан был строгий наказ: "Ево вести с великим бережением, чтоб он з дороги не ушел и дурна б над собою не учинил". Из Боровского монастыря Аввакума привозили в Москву, где увещевали перед лицом Восточных Патриархов, но протопоп не оставил своих убеждений: "Привезли меня из монастыря Пафнутьева к Москве, и поставили на подворье, и, волоча многажды в Чюдов, поставили перед Вселенских Патриархов, и наши все тут же, что лисы, сидели, - от Писания с Патриархами говорил много; Бог отверз грешные мое уста, и посрамил их Христос!"

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Собирательство как эстетическая потребность
Как эстетическая потребность собирательство особенно проявляется в эпоху Возрождения, а затем Нового времени. Одной из важнейших особенностей Возрождения являлось широкое использование античного наследия, традиции которого никогда не уми ...

Менталитет как глубинная структура культуры
Менталитет (от французского mentalite – мышление, мыслительное содержание), понятие, призванное объединить в себе многообразие смыслов и значений, так или иначе ассоциирующихся с проблемой национально своеобразия культуры. На самом деле п ...

Переход от модерна к постмодерну
Первая треть нашего столетия отмечена появлением целого ряда культурологических концепций, отразивших, с одной стороны, ситуацию кризиса, неопределенности и неуверенности в будущем, а с другой - надолго определивших направление и характер ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация