Николо-Угрешский монастырь

Культура и искусство » Николо-Угрешский монастырь

Страница 8

Спасо-Преображенский собор на Угреше, освящение которого состоялось в 1894 году, стал, таким образом, последним масштабным проектом мэтра. Каминский трудился над планом собора долго и кропотливо. Сохранившиеся чертежи отразили его творческий поиск. Интересно, что разрабатывал Каминский не только "общий" облик храма, но и его интерьеры, стремясь к тому, чтобы собор представлял собой единое гармоническое целое. Многие исследователи сравнивают Спасо-Преображенский собор с храмом Христа Спасителя. Действительно, некие общие стилистические черты у них найти можно, но творение Каминского отличается большей скромностью и легкостью.

1990 году в подмосковном городе и со страшноватым названием Дзержинский (так была поименована в советские годы древняя Угреша) создалась инициативная группа по возобновлению богослужений в Николо-Угрешском монастыре. Активистом удалось собрать несколько сотен подписей под своим обращением к властям. В обращении была изложена просьба о создании прихода на территории разрушенной обители. Уже 18 ноября 1990 года Московский Патриархат направил в Дзержинский священника - отца Вениамина (Зарицкого).15 декабря в монастыре прошел первый молебен с акафистом. Правда, совершался он на улице: в Успенскую церковь молящихся не пустили из соображений "пожарной безопасности". Спустя четыре дня, в день празднования памяти Святителя Николая, в Успенском храме все же была совершена Божественная литургия. Первая литургия за долгие годы.

30 января 1991 года Мособлсовет постановил вернуть Николо-Угрешский монастырь Церкви, а Московский Патриархат принял решение о придании монастырю статуса ставропигиального. Наместником обители стал архимандрит Вениамин (Зарицкий), с 2003 года - епископ Люберецкий, викарий Московской епархии.

На момент передачи монастыря Церкви он находился в чудовищном состоянии. На месте Святых ворот остались одни лишь руины, на которых росли молодые деревца. Нижний пруд, с чистейшей когда-то водой, давно высох и был обращен в свалку. Средний пруд зарос тиной и больше напоминал болото. А главное - в запустении стояли храмы. Обезображенные, полуразрушенные, своим видом они заставляли сомневаться в том, что когда-нибудь Николо-Угрешская обитель вернет себе былую красоту.

Но глаза боятся, а руки делают (об этом не понаслышке знают насельники всех русских монастырей). Помогали

монастырю, чем могли, жители Дзержинского - и деньгами, и трудом, выходя на субботники по расчистке территории монастыря. Уже 1 мая 1991 года Святейший Патриарх Алексий II освятил Успенскую церковь. Так было положено начало возрождению обители как духовного центра здешней округи.

К 2000 году монастырь изменился неузнаваемо. Число насельников возросло до 32 человек (12 иеромонахов, 6 монахов и 14 послушников). Одновременно с храмами восстанавливались братские корпуса и подсобные помещения, налаживалось хозяйство. В 1990-е годы у Николо-Угрешского монастыря появились подворье в Астраханской области и Знаменский скит под Рязанью.

В 1992 году при монастыре открылась воскресная школа для детей. Сначала сюда ходили всего десять ребят, но через несколько лет число посещающих занятия уже возросло до шестидесяти.

Важным для обители стал 1998 год. Тогда ей передали здание бывшей медсанчасти, примыкающее к ограде с южной стороны монастыря. В этом здании разместилось Духовное училище, принявшее своих первых учеников 1 сентября 1998 года. В следующем году училище было преобразовано в Духовную семинарию.

28 мая 2000 года состоялось долгожданное событие - освящение Спасо-Преображенского собора, главного храма Угреши, и канонизация прп. Пимена Угрешского. В подготовке к этому дню участвовал весь город. Позднее архимандрит Вениамин вспоминал: "В 2000 году, в последние дни перед великим освящением Преображенского собора, у нас возникли огромные трудности со строителями, вдобавок обрушились строительные леса. А еще надо было успеть территорию от мусора очистить и множество других мелочей доделать. Наших сил просто не хватало. Мы обратились на городское телевидение, и оно почти два дня вело прямую трансляцию из монастыря. На наш призыв откликнулись почти три тысячи человек . Одна 92-летняя бабушка принесла сто пирожков и ватрушек и говорит: "Детки, не могу я вам кирпичики носить, вот вам подкрепиться". Это было настоящее единение".

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Еще по теме:

Ментальные характеристики русской культуры
Ментальные характеристики русской культуры характеризуются целым рядом специфических особенностей, которые обусловлены тем, что любая попытка представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно развивающегося явления, о ...

Краткая предистория образования города
Набережные Челны (Яр Чаллы) - город с богатым историческим прошлым. Первые поселения, как показывают археологические раскопки, в этом крае основаны племенами срубной культуры еще в середине III тысячелетия до нашей эры, в эпоху бронзы. С ...

Образ жизни как культурологическая категория
Жизни — это культурно-бытовой уклад, свойственный той или иной социально-культурной группе. Он включает в себя, как правило, устойчивые черты жизни людей, освященные опре­деленной культурной традицией, и характеризует культурную среду. Ко ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация