Новодевичий монастырь

Культура и искусство » Новодевичий монастырь

Страница 3

Ценнейшую часть музейного собрания составляют предметы с вкладными надписями. Среди имен вкладчиков - Иван Грозный, его невестка Ульяна Удельная, царевна Софья Алексеевна, Петр I, боярин Б.М. Хитрово, игуменья Палладия Дурова и многие другие исторические личности.

Один из самых знаменитых московских монастырей, Новодевичий, известен в первую очередь как место заточения многих знатнейших российских женщин и девушек, в том числе нескольких цариц и царевен. За стенами этой обители пребывали, в частности, невестка Ивана Грозного - Елена Шереметева (вдова царевича Ивана), сестра Бориса Годунова - Ирина и дочь его - царевна Ксения, сестры Петра I - Софья, Екатерина, Евдокия, Мария и первая жена царя-реформатора - Евдокия Лопухина. Но судьба монастыря примечательна и тем, что его укрепления длительное время использовались для охраны подступов к российской столице.

Создание мирной иноческой обители явилось отзвуком ожесточенных сражений, происходивших на западных рубежах, где российские государи пытались вернуть под власть династии Романовых принадлежавшие их предкам территории, захваченные Литвой. При этом были вспомянуты события уже далекого 1389 года. Тогда в Смоленске литовский князь Витовт подарил своей дочери Софье (супруге московского князя Василия I) икону Богоматери, называвшуюся "Одигитрия" (то есть "Путеводительница"). Несмотря на родственные связи правителей двух государств, взаимоотношения Москвы и Литвы вскоре стали весьма напряженными. Что же касается чудотворного образа Богоматери (который в Москве стали называть "Смоленской иконой"), то он длительное время хранился в одном из кремлевских соборов, а затем, по просьбе смоленского епископа, был возвращен в Смоленск.

С тех пор прошло еще ни одно десятилетие. Летом 1514 года, во время очередной войны с Литвой, русским войскам, благодаря поддержке местного населения, удалось занять Смоленск. Как повествуют некоторые старинные памятники, накануне решающего сражения великий князь московский Василий Иванович дал обет в случае взятия Смоленска "поставить на Москве на посаде девичий монастырь, а в нем храмы во имя Пречистые да Происхождения Честного креста и иные храмы". Однако, несмотря на успех, князь не спешил с выполнением обещания. Очевидно, сказалось дальнейшее осложнение ситуации (в частности, поражение под Оршей), сделавшее на долгие годы неопределенной судьбу Смоленска. Только в 1522 году было заключено перемирие, согласно условиям которого Смоленск оставался за Россией.

Великий князь Василий Иванович выделил большую сумму денег для строительства собора и других монастырских сооружений, а кроме того, пожаловал вновь основанной обители земельные угодья. Традиционно оказывать материальную поддержку Новодевичьему монастырю продолжали и другие правители Московского государства. Так, Иван Грозный в 1583 году освободил обитель от уплаты налогов, выдав об этом соответствующую грамоту. Но особенно отличились щедрыми дарами в пользу Новодевичьего монастыря царь Борис Федорович Годунов и царевна Софья Алексеевна.

Первым каменным зданием создаваемой обители стал Смоленский собор, посвященный Богоматери. Строился этот храм на протяжении четырнадцати лет. В то же время из дерева сооружались другие постройки - жилые и хозяйственные помещения, а также крепостные стены с башнями и проездными воротами - непременная принадлежность старинных русских монастырей. К моменту создания Новодевичьего монастыря на подступах к Москве с юга и юга-востока уже существовали монастыри-крепости: Данилов, Симонов, Новоспасский. Однако и новая обитель, расположенная на месте пересечения важных сухопутных и водных путей, приобрела большое стратегическое значение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

История и культура Европы в Новое Время
В данной главе будет рассмотрено историческое и культурное развитие Европы с первой половины XVII в. по 80-е годы XIX в. Этот период обычно называют Новым временем, новой историей. Понятия эти появились в европейской науке в эпоху Ренесса ...

Многообразие концепций культурно-исторического развития. Типология культур и цивилизаций
Попытки изучить все основные исторические типы и формы культуры человеческого общества привели к появлению различных концепций культурно-исторического развития. Первая группа таких концепций основана на идее целостности всемирной истории ...

Жизнь и быт до "Домостроя"
Русская жизнь городов, малых посадов и деревень была сильно окрашена аграрно-магическим, языческим мироощущением. Функцию законов на деле выполняли неписаные правила, запреты, обычаи. По ним девушка не всегда была во власти отца и семьи: ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация