Новодевичий монастырь

Культура и искусство » Новодевичий монастырь

Страница 2

С конца 18 века и до 1868 года Новодевичий монастырь использовался церковной властью в качестве исправительного учреждения для женщин Москвы и Московской губернии, осужденных Земским судом за неверие.

Судьба Новодевичьего монастыря сильно изменилась в начале 20 века. В 1922 году монастырь закрыли, устроив здесь музей, который позже стал филиалом Государственного Исторического музея. Тем не менее с 1980 года в Новодевичьем монастыре размещается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. А в 1994 году здесь снова был учрежден женский монастырь. С 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.

Еще в 16 веке на территории Новодевичьего монастыря было устроено кладбище, на котором хоронили представителей церковной и светской знати. В 19 веке на территории монастыря были похоронены герои Отечественной войны 1812 года, среди которых был гусар и поэт Денис Давыдов, декабристы С. Трубецкой и М. Муравьев-Апостол, а также известные деятели культуры, в том числе историк С. Соловьев и философ В. Соловьев.

После закрытия Новодевичьего монастыря в 1922 году в его стенах был открыт музей, который с 1934 г. стал филиалом Государственного Исторического музея. Именно тогда, в 20 - 30-е годы сформировалась музейная коллекция, в которую вошла богатейшая ризница монастыря. и уникальный историко-архитектурный ансамбль XVI - XVII веков. Некоторое число памятников поступили в фонды музея из закрытых церквей и монастырей Москвы через Государственный музейный фонд.

На протяжении 80 лет большую и кропотливую работу по изучению, описанию и систематизации коллекции музея вели несколько поколений научных сотрудников. Особенно можно отметить первого директора музея Елизавету Сергеевну Кропоткину, которая сумела остановить изъятие "бывшего церковного имущества" в Гохран в 1922 году. Более тридцати лет хранителем фондов была Лидия Сергеевна Ретковская.

В целом собрание музея насчитывает около 12 тысяч единиц хранения. Основными являются коллекции древнерусской живописи, тканей XVI-XX вв., изделий из драгоценных металлов и камней и документальная коллекция, состоящая из документов монастырского архива, библиотеки рукописных и старопечатных книг. Ризница монастыря пополнялась за счет многочисленных вкладов частных лиц, наследства знатных монахинь. Учитывая, что в XVI-XVII вв. монастырь занимал особое привилегированное положение, над вкладными иконами, богослужебными предметами и облачениями трудились лучшие художники, ювелиры, вышивальщицы того времени.

В коллекцию древнерусской живописи входят иконы из многочисленных церквей Новодевичьего монастыря, из надгробных иконостасов царевен-родственниц Петра I, из келий монахинь. Так, в 1600 г. царь Борис Годунов подарил 70 икон для иконостаса Смоленского собора. В 1680-е годы по заказу правительницы Софьи Алексеевны обустраивались семь церквей в монастыре, иконы для них писали Симон Ушаков, Федор Зубов, Василий Пахомов и другие известные мастера Оружейной палаты. Особую художественную ценность имеет икона "Иоанн Предтеча" (XV в.) в "черненом" окладе конца XVI столетия из келейного собрания царицы Ирины Годуновой.

Коллекцию тканей составляют "построенные" из драгоценных привозных тканей священнические облачения (фелони и стихари), шитые шелками, золотом покровы и пелены. В самом Новодевичьем монастыре с XVI в. работала прекрасная мастерская, в которой была вышита мастерицами Ирины Годуновой пелена "Похвала Богородице", шитая икона "Богоматерь Смоленская" (к. XVII в.) Сохранились работы из мастерских боярынь Одоевской, Милославской.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Боевые башни
Наивысшего расцвета архитектура чеченцев достигла в специальных оборонительных сооружениях – боевых башнях. До нашего времени в горной Чечне в различном виде сохранилось более 200 боевых башен, и это несмотря на то, что чеченские башни п ...

История создания Санкт-Петербурга
ПИТЕР - просторечное название Санкт Петербурга - возникло в начале 18 в. как сокращение от первоначального имени города - Санкт-Питер-Бурх, широко использовалось в разговорной речи, нашло отражение в фольклоре (частушках, народных историч ...

Культура в новое время
В развитии культуры нового времени хронологически можно выделить два этапа: XVII – XVIII вв. – эпоха Просвещения (иногда XVII столетие называют эпохой абсолютизма, « галантным веком», а XVIIIв. – «веком Разума») и XIXв. – буржуазная эпох ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация