Особенности жизни ногайцев

Культура и искусство » Ногайский этнос: прошлое и настоящее » Особенности жизни ногайцев

Страница 3

В отдельных районах Северного Кавказа овца долгое время оставалась главной меновой единицей и своего рода эквивалентом в торговле. Так, в степных районах Ставропольской губернии восемь овец приравнивались к одной единице крупного рогатого скота, 12 овец — к одному двугорбому верблюду и т. д.

На Северном Кавказе ногайцы разводили главным образом грубошерст­ных курдючных овец мясной породы.

Значительную роль в экономике ногайского общества играли средства, получаемые от реализации излишков сырья и продуктов на внешнем и внутрен­нем рынке. Торговали ногайцы изделиями из овчин, кож и шерсти собствен­ного производства, меньше металлическими предметами домашнего изготов­ления. Приведенный в литературе перечень товаров свидетельствует о взаи­мовыгодных торговых отношениях между народами Северного Кавказа и с населением прилегающих районов. Торговля велась в одинаковой степени скотоводческими и земледельческими продуктами. Но больше доходов насе­ление и у них получало от реализации продуктов животноводства.

С постепенным разукрупнением орд, затем уже улусов, для обозначения селений ногайцы начали применять термины «аул» и «куьп». В середине XVIII в. М. Пейсонель, описывая причерноморских но­гайцев, заметил, что «каждая орда разделена на несколько племен, а племена на аулы» [1, С. 153]. Ар­хивные документы свидетельствуют о появлении термина «аул» у прикас­пийских ногайцев в 1762 г.

Термином «аул» обозначали зимнюю (къыслав) оседлую или летнюю (яйлакъ) кочевую группу населения от 10 до 200 семей. «Собрание несколь­ких кибиток вроде маленького хутора называется аулом. Аулы состоят — самое большое из 30 или 40 кибиток, при среднем количестве в 8 или 40»,— писал И.Х Калмыков [6, С. 57]. Аул связывали кровнородственные и экономи­ческие отношения глав семей. Встречались кочевые аулы, которые состояли из семей родных и двоюродных братьев, иногда и вдовых сестер. Несколько аулов, принадлежащих к определенному роду, как правило, располагались вблизи. Подобное размещение называлось «куьп». «Настоящее кибиточное ногайское селение называется куьп. Куьп состоит из нескольких групп кибиток, расположенных одна от другой на расстоянии от версты до двух. В каждой группе насчитывается от 40 до 60 кибиток» [12, С. 64].

Исходя из приведенных данных, можно сказать, что в XIX в. основным термином, определяющим поселение, становится «аул». Поселения типа «аула», нужно полагать, вначале возникли как поселения кровнородственной группы, а затем уже, в связи с оседанием ногайцев в благоприятных местах, укрупни­лись, и в их составе встречались выходцы из разных родов. Термин «аул» употребляется у ногайцев и в настоящее время, обозначая сельское поселение, в котором иногда живет до 6 тыс. человек. Этот термин был перенят у ногайцев и некоторыми соседними народами, например, черкесами и абазинами.

Ногайцы жили преимущественно в юртах. Причем, существовали различные типы юрт. Юртам типа термэ была разборной, а типа отав- неразборной. В отличие от калмыцкой коническая часть ногайской юрты была более пологой.

Термэ имела основание свое на складных деревянных клетях, утвержден­ных на ремне с обеих сторон петлями. Она делалась из шерстяных войлоков (кийиз), решеток из разных видов дерева, досок и веревок. Для термэ «нужно было лесу тростей ореховых трех с половиною саженных — 300, на дверцы карагачевых брусков — 4, односаженных толщиною и шириною в пять вершков, две доски длиною в сажень, шириною в шесть вершков, толщиною в один вершок»[14, С. 72]. На изготовлении юрт специализировались в основном ногайцы, живущие на р. Буйволе в Ставропольской губернии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Мотивация социального престижа
На протяжении тысячелетий представители правящих династий и рядовые члены общества формировали собрания социального престижа. Уже в примитивных цивилизациях данная мотивация собирательства прослеживается весьма отчётливо. Описывая обычаи ...

Специфика хореографической образности с точки зрения ее синтетического начала
Хореографическое искусство включает различные виды искусств - музыку, собственно хореографию, драматургию, живопись. Каждый из них, преломляясь соответственно требованиям данного вида искусства, становится необходимым компонентом хореогра ...

Основные типы изображения Богородицы в русской иконографии
Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале зам ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация