Особенности жизни ногайцев

Культура и искусство » Ногайский этнос: прошлое и настоящее » Особенности жизни ногайцев

Страница 4

Войлок для юрты изготавливали определенной формы, размеров и рас­цветки. Войлок нижней части юрты (туурлак) соответствовал размеру турлука. Для крыши юрты изготовляли два трапециевидных войлока (ябув).

Юрту обычно устанавливали женщины. Сначала они крепили реше­точный остов юрты. Количество решеток зависело от размера юрты. Две-надцатирешеточная юрта встречалась «у людей очень богатых». Бедные довольствовались пяти-восьмирешеточной юртой. Снаружи каркас юрты обтягивался войлоком. Богатые закрывали юртув_несколько слоев белым_войлоком, бедняки - серым войлоком.

Внутри юрты стены обтягивали камышовыми циновками (шыпта), а богачи и коврами. В центре юрты находился очаг (тандыр) для обогрева в холодное время и приготовления пищи.

Вторым типом кочевого жилища ногайцев была юрта-отав. В отличие от термэ это была неразборная юрта диаметром 6—7 аршин, высотой 4 аршина.

Устройство юрты-отав в деталях напоминало устройство юрты-термэ. То же название носили и детали юрты.

Юрты устанавливались рядами. Каждый ряд образовывали юрты выходцев из одной большой семьи. Так создавался небольшой квартал родственного поселения. В центре его стояла кибитка старшего из родственников, главы всего квартала.

Распределение мест в юрте было поло-возрастным. На самой почетной северной стороне сидел глава семьи. Мужчины, входя в дом, никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне. «Хозяйка или старшая жена всегда сидит в кибитке по правую сторону ее (т. е. слева от мужа), где котлы, съестные припасы и все добро, а остальные жены большей частью ей прислуживают»[6, С. 98].

Почетное место главы семьи называлось «тоьр» (тер). На это место никто не имел права сесть даже в отсутствие главы семьи. По правую сторону (онъ къолда) рассаживали гостей по старшинству, затем мужскую половину семьи. Если среди гостей находился старик старше главы семьи, то почетное вместо занимал он. По левую сторону от почетного места садились жены по старшинству, ближе к дверям — невестки. Между женами и невестками сади­лись дочери главы семьи. Ели раздельно. Сначала по старшинству ели мужчи­ны, затем — жены и дочери, а в последнюю очередь — невестки. В некоторых состоятельных семьях имелись отдельные юрты — отав для приема пищи. Каждая семья старалась по мере возможности нарядно убрать юрту. Особенно украшали юрту-отав.

Переход к оседлости привел к строительству постоянных жилых домов (уьй). Первые сведения об оседлых жилищах сообщил в середине XVI в. М. Броневский. Он писал, что жилища у причерноморских ногайцев «сделаны из тонких дерев, обмазаны тиной, грязью или навозом и покрыты камы­шом»[6, С. 104]. Однако ногайцы, поселившись в новом месте быстро перенимали опыт строительства у местного населения и строили дома из тех же материалов, которые использовало коренное население.

Особый интерес представляет история ногайской одежды, так как за время, прошедшее с момента образования Ногайской орды, он претерпел большие изменения.

Одежду изготавливали своими руками женщины. На изготовление одежды шли различные ткани, полученные в результате меновой торговли. Одежда богатых людей существенно отличалась от одежды бедняков качеством ткани, ниток, различными украшениями. Импортные товары были доступны только богатым, а бед­ные обходились тканями домашнего производства. Для верхней одежды исполь­зовали различные виды войлока.

В XIX в. к ногайцам все больше начали проникать фабричные ткани, одежда, обувь из России. Об этом говорят и многие названия тканей: батист -«батис», диагональ — «дыгнал» и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Федеральный государственный военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле"
26 апреля 1995 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ № 414 "О создании государственного военно-исторического музея-заповедника "Прохоровское поле"". Деятельность музея-заповедника осуществляется в соответст ...

Стиль Шанель
«Принято считать, что роскошь - противоположность нищеты. Нет, роскошь - противоположность вульгарности». Габриэль Шанель «Я - против моды, которая быстро проходит. Это у меня мужская черта. Не могу видеть, как выбрасывают одежду потому ...

Образ Давида в творчестве Донателло, Микеланджело, Бернини
Тематика эпохи Возрождения, как правило, концентрируется на библейских мотивах, меньше - на античных, совсем мало - на современных. Но любому сюжету художники давали гуманистическое истолкование. Библейские сюжеты трактуются в плоскости п ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация