Войлок для юрты изготавливали определенной формы, размеров и расцветки. Войлок нижней части юрты (туурлак) соответствовал размеру турлука. Для крыши юрты изготовляли два трапециевидных войлока (ябув).
Юрту обычно устанавливали женщины. Сначала они крепили решеточный остов юрты. Количество решеток зависело от размера юрты. Две-надцатирешеточная юрта встречалась «у людей очень богатых». Бедные довольствовались пяти-восьмирешеточной юртой. Снаружи каркас юрты обтягивался войлоком. Богатые закрывали юртув_несколько слоев белым_войлоком, бедняки - серым войлоком.
Внутри юрты стены обтягивали камышовыми циновками (шыпта), а богачи и коврами. В центре юрты находился очаг (тандыр) для обогрева в холодное время и приготовления пищи.
Вторым типом кочевого жилища ногайцев была юрта-отав. В отличие от термэ это была неразборная юрта диаметром 6—7 аршин, высотой 4 аршина.
Устройство юрты-отав в деталях напоминало устройство юрты-термэ. То же название носили и детали юрты.
Юрты устанавливались рядами. Каждый ряд образовывали юрты выходцев из одной большой семьи. Так создавался небольшой квартал родственного поселения. В центре его стояла кибитка старшего из родственников, главы всего квартала.
Распределение мест в юрте было поло-возрастным. На самой почетной северной стороне сидел глава семьи. Мужчины, входя в дом, никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне. «Хозяйка или старшая жена всегда сидит в кибитке по правую сторону ее (т. е. слева от мужа), где котлы, съестные припасы и все добро, а остальные жены большей частью ей прислуживают»[6, С. 98].
Почетное место главы семьи называлось «тоьр» (тер). На это место никто не имел права сесть даже в отсутствие главы семьи. По правую сторону (онъ къолда) рассаживали гостей по старшинству, затем мужскую половину семьи. Если среди гостей находился старик старше главы семьи, то почетное вместо занимал он. По левую сторону от почетного места садились жены по старшинству, ближе к дверям — невестки. Между женами и невестками садились дочери главы семьи. Ели раздельно. Сначала по старшинству ели мужчины, затем — жены и дочери, а в последнюю очередь — невестки. В некоторых состоятельных семьях имелись отдельные юрты — отав для приема пищи. Каждая семья старалась по мере возможности нарядно убрать юрту. Особенно украшали юрту-отав.
Переход к оседлости привел к строительству постоянных жилых домов (уьй). Первые сведения об оседлых жилищах сообщил в середине XVI в. М. Броневский. Он писал, что жилища у причерноморских ногайцев «сделаны из тонких дерев, обмазаны тиной, грязью или навозом и покрыты камышом»[6, С. 104]. Однако ногайцы, поселившись в новом месте быстро перенимали опыт строительства у местного населения и строили дома из тех же материалов, которые использовало коренное население.
Особый интерес представляет история ногайской одежды, так как за время, прошедшее с момента образования Ногайской орды, он претерпел большие изменения.
Одежду изготавливали своими руками женщины. На изготовление одежды шли различные ткани, полученные в результате меновой торговли. Одежда богатых людей существенно отличалась от одежды бедняков качеством ткани, ниток, различными украшениями. Импортные товары были доступны только богатым, а бедные обходились тканями домашнего производства. Для верхней одежды использовали различные виды войлока.
В XIX в. к ногайцам все больше начали проникать фабричные ткани, одежда, обувь из России. Об этом говорят и многие названия тканей: батист -«батис», диагональ — «дыгнал» и др.
Еще по теме:
Музей Выставка-Галерея Мемориальный музей-квартира семьи Гризодубовых
Контакты: ул. Мироносицкая, 54-Б, кв. 2 700-42-91 Мемориальный музей-квартира семьи Гризодубовых работает с декабря 1970 года. Расположен он в 3-х комнатной квартире жилого дома, здесь с 1922 по 1965 года жил первый харьковский авиаконстр ...
Примеры авторов современного искусства мелкой пластики
Жогин Олег - Скульптор
Родился в 1947 году, в городе Армавир, Краснодарского края.
Закончил художественное училище им. Серова, затем, в 1989, Институт им. Герцена, художестенно-графический факультет. Преподавал в студии скульптуры в Юсу ...
Понятийный аппарат дизайнера-модельера
Народный костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства, обладает богатством форм выражения, широтой и глубиной культурных и художественных связей. Костюм представляет собой целостный худо ...