Особенности жизни ногайцев

Культура и искусство » Ногайский этнос: прошлое и настоящее » Особенности жизни ногайцев

Страница 9

К концу XIX в. распад большесемейных общин ускорился. Уже в 1860-х годах наблюдалось увеличение малых семей за счет распада больших. Это было обусловлено ростом товарно-денежных отношений и проникновением в ногайские аулы элементов капитализма, в результате чего частная собственность окончательно одерживала верх над общесемейной. Внутри больших семей, в сознании их членов усилились частнособственнические тенденции. Сыновья, другие члены семьи были недовольны сосредоточением доходов семьи в одних руках. Каждый хотел жить обособленно и самостоятельно поль­зоваться собственными доходами. Семейная община должна была подчинить­ся общим закономерностям экономического развития. Брачный возраст мужчины зависел от наличия средств для уплаты калыма (къа-лынь). В состоятельных семьях встречались случаи вступления в брак юно­шей в 16 лет.

Брак у ногайцев был экзогамным. Экзогамия распространялась на всю фамилию до шестого поколения. У степных ногайцев фамилии в современном понимании, вплоть до первого десятилетия Советской власти, образовывались от имен от­цов, и экзогамия у них была менее определенной — вообще родственной. Но бывали родовые подразделения с разными тамгами, которые брали друг у друга невест. Так, юноша из рода мойнапа-найман мог жениться на девуш­ке из рода бакай-найман. Браки были сословными. В высшем сословии они служили укреплению династических связей. В. М. Жирмунский писал, что «семейно-дипломатические связи ногайские властители старались завести и с другими мусульманскими династиями, прежде всего с крымскими ханами, нередко также с правителями Бухары и Ургенча»[11, С.73]. В период усиления Ногайской Орды многие прави­тели сопредельных государств старались посредством брака установить близкие отношения с ногайскими ханами.

Иван Грозный, женившись в 1561 г. на дочери кабар­динского князя Темрюка, стал свояком ногайского мурзы Тинахмета, жена­того на другой дочери Темрюка.

Сословные браки сохранялись вплоть до XX в. Запрещался брак между названным братом и сестрой (кардаш окъынган, карындас окъынган). Брак же родных братьев на родных сестрах разрешался.

Сродни отмеченной другая, правда, редко практиковавшаяся форма за­ключения брака — «белкъуда» (букв.: «поясные сваты»). Двое друзей в знак уважения друг к другу уже до рождения детей сговаривались об их обручении, если они окажутся мальчиком и девочкой. В этом случае, при рождении двух мальчиков они считались названными братьями. Подобная форма брака редко влекла за собой уплату калыма.

Существовали обменные браки (оьтелес). Женихи, за неимением средств на калым, обменивались сестрами. Бытовали также левират и сорорат.

Большинство ногайцев исповедуют ислам. Ислам распространился среди ногайцев во времена Золотой Орды, когда перед мусульманским духовенством открылось широкое поле для миссионер­ской деятельности. Ногайцы приняли ислам суннитского толка. Главным духовным лицом считался муфтий, затем шли помощники муфтия, эффенди, мулла, ахуны, кади (духовный судья). Службу отправляли в мечетях. Духовен­ство играло большую роль в жизни народа. Оно активно помогало эксплуата­торам и само эксплуатировало народ. Ногайцы едко высмеивали служите­лей культа в песнях и поговорках, например, «Моллага конъысы болсанъ, ялгыз койынъды соярсынъ» («Если будешь соседом муллы, то последнюю овцу зарежешь»).

Но, как отмечал Ф. Энгельс, « . религия всегда сохраняет известный запас представлений, унаследованный от прежних времен .»168. Ногайцы, приняв ислам, сохранили анимистические и тотемистические представления и культ предков.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Еще по теме:

Оформление жилища
Швеция – это туманное море со множеством мелких прибрежных островов и изрезанный неглубокими заливами берег, это еловые, березовые и сосновые леса, мхи, лишайники и вереск, чистые прозрачные озера и реки, гранитные скалы и валуны. Здесь п ...

Флорентийский период творчества
Овеянный славой творца «Оплакивания», скульптор вернулся во Флоренцию, где за время его отсутствия произошла некоторая стабилизация республиканского строя, возглавленного гонфалоньером республики Пьетро Содерини. На этот краткий четырехле ...

Восстановление и расширение сети культурных учреждений
Война нанесла огромный ущерб очагам культуры. Восстановление их началось еще в годы войны по мере освобождения советской территории от оккупантов. Но в широких масштабах оно развернулось после победоносного окончания войны. Государство ра ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация