Аулом управлял старшина, избираемый общинниками. Здесь еще сохранялись остаточные формы кочевой демократии. Общинники могли переизбрать своих старшин. В одном из донесений пристав едисанцев и джембойлуковцев писал: «Они, не давая мне знать, сами собою переменили старшин» [9, С. 91], то же сообщалось о «кукубеевом ауле» едишкульцев. Но постепенно эти демократические традиции вытеснялись.
Обычно у кочевых ногайцев аул состоял из большой семьи или же нескольких семей, принадлежавших к определенному роду, или, точнее, к фамильно-патронимической группе, например, найманам. Родовое подразделение называлось аксакальством. Иногда в одно аксакальство объединялось несколько аулов. «Однако это деление отнюдь не административное, а родовое»,— писал историк Ф. И. Капельгородский. В таком ауле члены общины были связаны круговой порукой. Для решения всех важных вопросов проводились сходы. В них участвовали, как правило, мужчины. Иногда в виде исключения общинное собрание могли посетить несколько женщин преклонных лет, известных в округе своим умом.
Для кочевых ногайцев были характерны социальные объединения, имевшие определенные признаки территориального и экономического единства, т. е. кочевые (аульные) общины. Каждое из них консолидировалось отношениями родства. Подобные объединения в большинстве случаев представляли собой семейно-родственные группы, т. е. группы семей, находившихся в родстве и связанных сознанием происхождения от одного памятного предка. Объединение называлось «бир атадынъ балалары» — дети одного отца. Аналогии имеются у многих других народов. В этом отношении очень близки к ногайцам тюркские народы Средней Азии.
В XIX — начале XX вв. у ногайцев существовали две формы семьи: болшая патриархальная и малая.
Главой большой семьи являлся обычно отец илидед, а в случае их отсутствия – дядя или старший брат. Глава семьи был представителем семьи и отвечал за своевременную уплату податей, выполнение повинностей и т.д. Семейная община могла включить в себя семьи умерших братьев, вдовых сестер и патриархальных рабов.
Большие семьи были больше присущи богатым людям, имевшим много скота, а иногда и патриархальных рабов. Большой могла быть также семья зажиточного крестьянина, стремившегося организовать как рабочую силу семьи своих близких родственников.
Существовавшее многоженство способствовало увеличению численности семьи и поддержанию большесемейных устоев. Ф. Капельгородский писал, что у ногайцев жен богачи имели по две, а иногда по три, а большая часть бедняков оставалась совсем неженатыми.
Быт большой семьи подчинялся строгой регламентации. Все хозяйственные обязанности были строго распределены между членами семьи. Уход за скотом, основные земледельческие работы были делом мужской половины семьи, работа по дому — женской. Согласно домашнему регламенту, установленному главой семьи, сам он распределял все хозяйственные работы, а за женские работы отвечала его сестра. Мужчины пахали землю, сеяли, убирали, пасли коров, стригли овец, заготавливали сено. Женщины доили коров, готовили еду, изготовляли из шерсти изделия и т. д.
После смерти главы семьи его обязанности обычно переходили к старшему сыну. Если же тот имел какие-либо физические или психические недостатки, в частности, страдал слабоумием или имел плохую репутацию, то главой семьи мог стать и младший брат. При выделе из большой семьи кого-либо из сыновей, ему давали определенную часть имущества «энши»: скот, юрту, домашнюю утварь.
Еще по теме:
Живопись XVI века
На протяжении XVI в. в древнерусской живописи происходят весьма важные изменения. Существенно расширяется ее тематика. Гораздо чаще, чем раньше, художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч ...
Эпоха Просвещения и ее прогрессивная
роль в эстетическом развитии общества
Просвещение — идейное, общественное, культурное и эстетическое движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношен ...
Заключительный этап творчества
Творческую эволюцию Микеланджело – живописца завершают фрески, исполненные для капеллы Паолины в Ватикане на сюжеты «Обращение апостола Павла» и «Распятие апостола Петра» (1542-1550). В них еще более усиливаются ноты трагедийности. Еще ос ...