Для гостя всегда готовили свежий чай. Чай пили утром и в обед, обычно с локумом. По свидетельству старожилов, приготовляли семь разновидностей чая. Нами зафиксированы пять: «боьртенке», «шама шай», «зынъкыйтпа шай», «къара шай», «йолга барсын шай». Лучшим считался боьртенке шай, сваренный из кирпичного чая (шабар шай) с добавлением сливок и сливочного масла. Шама шай — это чай бедняков, который вновь варили из спитого чая. Къара шай — это черный чай, чай без молока. Беднота заваривала чай листьями растения «къуврай», груши (кертпе) жареного ячменя.
Покупные изделия в питании почти отсутствовали. Изредка приобретали сахар, пряники, баранки, конфеты. Богатые ели три раза в день, большинство бедняков употребляли горячую пищу только утром и вечером.
Многие наблюдатели отмечали, что ногайцы вообще умеренны в пище. А. Павлов писал о том, что во время обеда они . неторопливы в еде, умеренны в употреблении пищи, чистоплотны. «Ногаец может быть один и даже несколько дней очень выдержан в пище»,— замечал Н. Ф. Дубровин.
Пищу обычно готовили в котле (къазан). Утварь в основном была деревянная, некоторые вещи изготовляли из камыша. Некоторые молочные продукты ели из чашки «къабак-аякъ», изготовленной из высушенной тыквы. Богатые люди покупали фарфоровые и фаянсовые чашки, тарелки. Для подъема воды из колодца служило кожаное ведро (къавгъа, шелек), для стирки мастерили деревянное корыто (текене). Лица, изготовлявшие утварь, назывались «агъаш уста».
Такие национальные блюда ногайцев, как бешбармак, шашлык, кумыс, йоурт, айран встречались и встречаются у многих народов Северного Кавказа, а некоторые блюда соседних народов, например, карачаевцев, кумыков, черкесов, вошли в быт ногайцев. Так, у бабаюртовских и костековских ногайцев популярными блюдами стали «долма» и «кюрзе», заимствованные у кумыков, а у кубанских ногайцев — черкесское «либже» и карачаевский «къы-шын». Широко распространились такие русские и украинские блюда, как борщ, котлеты, тефтели, голубцы и т. п. Как и в других областях культуры, в сфере питания происходило и происходит взаимовлияние.
За годы Советской власти пища ногайцев стала намного разнообразнее. Стали широко употреблять покупные продукты, особенно сахар, бакалейные и кондитерские изделия. Основная масса населения покупает также хлебобулочные изделия.
Зимой в пище преобладают мясные и мучные, а летом — молочные блюда, овощи, фрукты. Горячую пищу принимают три раза в день.
Изменилась и утварь. Очень редко встречается деревянная и глиняная посуда, медные котлы, тазы и кумганы, главным образом у некоторых старожилов. Современная утварь представлена алюминиевой, эмалированной, стеклянной и фаянсовой посудой фабричного производства. Нередки парадные сервизы из дорогого фаянса и фарфора.
В XVIII—XIX веках в общественном строе ногайцев преобладали феодальные отношения с сохранением патриархально-родового уклада. Во второй половине XIX в. в их социальном строе произошли значительные изменения.
Документы начала XIX в. показывают, что у всех подразделений ногайцев существовали два класса — эксплуататоров и эксплуатируемых. К первому принадлежали сословия мурз, султанов, князей, духовенства, узденей, биев, баев, а в более раннюю эпоху — также и ханов; ко второму -«джоллыккулов», «джолсызкулов», «азатов», «байгушей», «кедеев», «тарханов», «чагаров», «ясырей», «ялшей». Высшие сословия назывались «белая кость» (акъ суьек), низшие — «черная кость» (къара суьек).
Еще по теме:
Белгородский
государственный художественный музей
Белгородский государственный художественный музей - один из самых молодых художественных музеев России. Был открыт для посетителей 26 июля 1983 г. Основатель: Михаил Николаевич Добронравов (1904-1979 гг.)
Занимает здание, построенное в 1 ...
Инструменты и приспособления для плетения
Ножи
Без этого инструмента просто не обойтись. Он понадобится для заготовки прутьев и для их подготовки к плетению. Для удобства в работе лучше пользоваться не одним, а сразу несколькими типами ножей, которые позволят сделать работу каче ...
Начало жизненного пути дворянки в России конца XVIII – первой половины XIX века
В России конца XVIII – первой половины XIX века получение образование становилось фактом биографии многих дворянских женщин, как столичных, так и провинциальных. В этот период, по мнению Ю. М. Лотмана, различались три «вида женского образ ...