Эволюция массовых зрелищ

Культура и искусство » Массовые зрелища: традиции и современность » Эволюция массовых зрелищ

Страница 13

В 1925 году Э. Пискатор ставит обозрение «Вопреки всему» - это был грандиозный монтаж подлинных речей, газетных статей, листовок, воззваний, фотографий. На сцене была сооружена единая вращающаяся установка, ее конструкция расчленялась на ниши и коридоры, в которых и происходило действие. Обозрение состояло из 23 картин. Перед публикой в начале представления оживал Берлин 1914 года, перед Первой мировой войной. Заканчивался спектакль сценой убийства Карла Либкнехта и Розы Люксембург. В самом финале обозрения демонстрировались кадры, в которых вождь немецких пролетариев Либкнехт обращался к рабочим. Смыл этого финала состоял в том, что он, несмотря на убийство, продолжает жить. Зрители очень бурно реагировали на спектакль. Зал театра превратился в место собраний. Они топали и кричали, смеялись и угрожающе трясли кулаками. Пискатор добился своего. Важной частью спектакля стали плакаты, написанные Хартфил дом. Они разъясняли действие и смысл отдельных эпизодов спектакля.

Его идеи политического театра продолжали жить. Рабочие самодеятельные коллективы, возникшие в первые послевоенные годы, ставили перед собой первоначально культурно-просветительские задачи, а позже и агитационно-политические. Этот театр ценили многие профессиональные художники. Например, Бертольт Брехт считал, что представления агитколлективов были сокровищницей новых стилей и форм. Он считал их достоинствами лаконизм, смелость, внимание к общественным проблемам. Они считали «искусство - оружием» [89, 31].

Как мы видим, в разных странах и разных условиях новый агитационный политический театр объединяла общность устремлений: театр стремился к массе, на площадь, вводя новые выразительные средства, пытался разрушить тесные рамки сценической коробки. К концу гражданской войны на смену суровому боевому характеру демонстраций приходят черты веселья и радости. Инсценируются лозунги на злободневные темы, в состав демонстраций включаются театральные бутафорские сооружения, которые либо обыгрываются, либо служат декоративным фоном. Видное место постепенно начинают занимать физкультурные группы и номера. А много позже они вырастают, а отдельные самостоятельные части демонстрации, в физкультурные парады-праздники.

Сегодня, мы можем по достоинству оценить усилия, просчеты и достижения режиссеров массовых зрелищ начала ХХ века, вбиравших в себя тысячи участников и сотни тысяч зрителей. 1920-1930-е годы в праздничной культуре были отмечены стремительным развитием массовых действ, чаще всего выливавшихся в форму политкарнавалов. Именно в них - в соавторстве режиссеров и художников-оформителей - мы находим множество ярких гротесковых образов «врагов революции», символических компонентов действия. Политкарнавалы, безусловно, представляли собой паратеатральные действа, где символико-аллегорические элементы соседствовали, а подчас синтезировались с «зарисовками с натуры». Неудивительно, что режиссура «театра масс», столь ярко проявившаяся в России, имела мощный резонанс в Европе.

В конце 1920 годов от восстановительного периода Советская страна перешла к реконструкции народного хозяйства. 1930 годы ознаменовались большим подъемом культурного уровня трудящихся. Невиданный размах приобрело вовлечение масс в занятия искусством. Массовые празднества выступают теперь как одна из важнейших форм идейно-политической организации и самоорганизации масс, как инструмент собирания сил, как проявление энергии, творчества, инициативы, трудящихся. Повсеместно начинают проводиться массовые гулянья. Эта традиционная народная форма отдыха удовлетворяет потребность в массовом общении, в использовании свободного времени в обстановке веселья и жизнерадостности. Массовые гулянья, с организованными игровыми действиями, всевозможными представлениями, танцами становятся комплексной формой культурного отдыха народа. Распространенным видом народных гуляний в те годы были – тематические гулянья. Во время этих гуляний оформление парка или стадиона подчинялись основной теме праздника. Широкой популярностью пользовались праздники профессий – массовые гулянья работников, заводов и фабрик; в них принимали участие не только рабочие и служащие, но и члены их семей. В самом начале 1930 годов большой популярностью пользовались театрализованные митинги. К такому митингу готовилось специальное оформление, разные виды искусств дополняли боевые агитационные речи ораторов. Большое распространение получили массовые музыкальные, в том числе певческие праздники. Так, в конце 1920-х и 1930-е годов ХХ века в Ленинграде ежегодно проводились музыкальные олимпиады. Систематически проводятся в 1930-е годы республиканские смотры художественной самодеятельности. Состоявшаяся летом 1932 года в Центральном парке культуры и отдыха в Москве первая Всесоюзная олимпиада самодеятельного искусства положила начало прекрасным праздникам смотра народных талантов. Во многих парках ежегодно проводился день музыки.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Еще по теме:

Влияние технического прогресса на общество
В XX в. место культуры заменила цивилизация, которая, по мнению А. Мальро, «может завоевать всю землю, но не способна изобрести ни своих храмов, ни своих гробниц». Новая цивилизация сегодня создается человеком, который освободился от мора ...

Религия
Возрождение неразрывно связано с явлением Реформации - движением за реформу католической церкви, за создание “дешевой церкви” без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при мно ...

Функции культуры в обществе
Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу. Адаптационная функция - культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Термин адаптация означает приспособление. Животные и растени ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация