В Арле в середине 1950-х годов ХХ века, по свидетельству С. Юткевича, в средневековом амфитеатре, на фоне старинных крепостных башен Жан Ренуар, известный французский кинорежиссер, поставил в традициях массового народного представления «Юлия Цезаря» В. Шекспира. Аналогичный пример можно привести из практики традиционного венгерского театрального фестиваля под открытым небом. В 1963 году в Сегедском массовом театре под открытым небом были показаны «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Трубадур» Дж. Верди, «Дьердь Бранкович» Эркеля, «Цыганский Барон» И. Штрауса. Но не одним Сегедским фестивалем отдало дань этой разновидности жанра венгерское театральное искусство. В центре Будапешта, на острове Маргарет, постоянно действовал музыкальный театр под открытым небом. В Эстергоме, недалеко от венгерской столицы, на Большой площади, сохранившей исторический облик, давал свои представления площадной театр. Труппа этого театра ставила своей целью возродить традиции средневековых венгерских ярмарочных комедиантов. Спектакли шли в естественном оформлении, состоящем из маленьких домов в стиле барокко, стоящих вокруг площади.
В СССР в середине 1950-х годов появляется новых вид массового праздника - театрализованное спортивное представление. Так, в 1957 году, в честь 250-летия Ленинграда, на стадионе им. С.М. Кирова был организован большой театрально-спортивный праздник. Автором сценария и главным режиссером был народный артист СССР Г.А. Товстоногов. Самым грандиозным и самым ярким празднеством 1950-х годов был 5 Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве (август 1957г.). Многонациональный состав участников фестиваля, разнородность традиций, большое количество исполнителей, обусловили многожанровость представлений и зрелищ, поиски выразительных и доходчивых форм воплощения.
В 1960-е годах получил распространение и такой вид театрализованного представления, как пролог. Они посвящались какому-либо актуальному политическому событию, юбилею и состоял в показе историко-революционных эпизодов, прославлении трудовых достижений, чествовании передовиков труда. Также получили свое распространение и тематические театрализованные концерты, проводившиеся в Кремлевском Дворце съездов. В 1961 году был организован грандиозный концерт-представление «Слава труду» (режиссер – А.П. Конников). В 1962 году состоялся торжественный концерт-представление участников художественно самодеятельности профсоюзов СССР для делегатов Всемирного конгресса «За мир и всеобщее разоружение» (режиссер А.П. Конников). Целый ряд таких тематических концертов создают народный артист СССР И.М. Туманов, народный артист РСФСР Г.П. Анисимов и другие режиссеры.
В середине 1960-х начале 1970-х годов всенародные массовые зрелища с особой силой обнаруживают свое воспитательное, мобилизующее и организующее воздействие. Именно в этот период наиболее широкое распространение получили агитационно-художественные. На этом этапе развития общества изменились задачи театрализованных представлений, как и задачи театрального искусства во всем многообразии его видов. Качественно изменился и объект пропаганды и агитации, но основные принципы создания агитационно-художественных представлений остаются неизменными.
Еще по теме:
История Остромирово Евангелие
Остромирово Евангелие является самой древней датированной русской рукописной книгой, дошедшей до наших дней. Она стоит у истоков тысячелетнего пути развития нашей культуры. По словам Святого Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, « ...
Общественное значение музейных объектов нематериального наследия
Нематериальные объекты музейного значения двойственны по своей природе. Они обладают всеми признаками и качествами обычных объектов музейного значения, за исключением одного. Они невещественны (вообще-то это более правильно, чем «нематери ...
Культура эпохи эллинизма. Философия — научная система Греции
Почти каждое завоевание греческой культуры достигло таких высот, что легло в основание многих сторон европейской культуры в самых различных ее областях. Так произошло и с научным знанием Греции. При всей серьезности научных достижений дру ...