Материальная и духовная культура Устюженского края в 1920-1930 годах

Культура и искусство » Материальная и духовная культура Устюженского края в 1920-1930 годах

Страница 1

Объектом данного исследования является Устюжна - небольшой город районного значения, расположенный на юго-западе Вологодской области. Город известен с 1252 года. Известен как центр металлургического производства вплоть до ХУШ века. Край был богат лесами, зверем, рыбой, по территории протекала прежде судоходная река Молога.

Предметом данной работы выступает материальная (в первую очередь бытовая, тесно связанная на мой взгляд с экономической и социально-политической сферами жизни общества) и духовная культура устюжан.

Целью данной работы является освещение культурной сферы жизни российской провинции. Мы проследим, как изменялись занятия населения города и деревни, их нравы, быт, обычаи, их отношение к законам и власти, состояние здравоохранения и образования - главных показателей социальной политики, наука, искусство и традиции, праздники, жизненные ценности и досуг устюжан.

Реализуя эти цели, нужно, по-моему, затронуть частично и хозяйственную составляющую жизни устюженского края. Это важно по причине тесной связи экономической и культурной составляющих в жизни города и деревни.

Полагаю, сразу нужно выделить 2 фактора, влиявших на занятия устюжан. Природно-климатический фактор всегда оказывал влияние на занятия жителей Северо-запада и устюженского края, в частности. Устюжна находилась в зоне рискованного земледелия и поэтому испытывала трудности в ведении сельского хозяйства. Это отражалось в том, что существовал недостаток продуктов питания, прежде всего, хлеба собственного производства.1

Ранние заморозки осенью, поздние весной и 5.5 месяцев снежного покрова обусловливали свойственный Нечерноземью характер занятий населения: большую роль в нем играли промыслы.

Важное место в занятиях населения имел лес. Это проявилось в характере отхожих промыслов. В 1920-1930-е годы главными были "лесплавные" ( сплав леса по реке Мологе) промыслы и лесозаготовки.2

Что касается кустарных промыслов, то до революции были развиты кузнечный, сапожный, гончарный промыслы, в дальнейшем уступив место (в 1930-е годы) бондарному, колесному, смолокуренному, дегтярному, катальному, корзиночному и некоторым другим. «Большинство населения было занято выработкой деревянных изделий, сухой перегонкой дерева, отчасти занималось и кузнечным, слесарным делом, изготовляли сапоги и посуду» - сообщают документы.3

Доходы населения складывались из: занятий с/х - 36,4%, неземледельческих занятий - 63,4%.4

Другим фактором, влиявшим на занятия и культуру устюженских города и деревни, была экономическая ситуация, тесно связанная с социально-политической.

В период Гражданской войны и разрухи после нее экономика пришла в упадок. Как отмечают исследователи В.А.Сидоров и Ю.К.Крукле, «посевные площади по сравнению с 1913 г снизились в 1920 г на 1/3, снизилась урожайность». Валовый сбор всех с/х культур в 1920г в нашем крае составлял менее ½ довоенного. «Сократилось поголовье скота, не хватало хлеба, а наш край и до войны не обходился своим хлебом», - пишут исследователи. 5 А если учесть, что в уезде в 1927 г по результатам Всесоюзной переписи числилось 63000 человек сельского населения, или 90% от всего населения уезда,6 - это обусловило первоочередную задачу восстановление сельского хозяйства края, поднятие его на довоенный уровень.

Поэтому в районе начали, хотя и несколько позже, чем в других районах Ленинградской области, насаждение колхозов и обобществление имущества, а в промышленности – перевод ее на индустриальные рельсы. Это повлияло и на культуру селян. «Если бы не советская власть, я бы и сейчас был батраком, колхозный строй вырастил и воспитал меня», - рассказывает со страниц газеты «Вперед!» тракторист Левин.7

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Материальная культура и социальные отношения
В истории первобытного общества выделяют два основных типа производственной деятельности – потребляющее и производящее хозяйство, что в известной степени соответствует библейским преданиям – эдемский и послеэдемский периоды. На первом эт ...

Древнеримский театр
Истоки римского театра С конца VI в. до н. э. Рим стал аристократической республикой во главе с сенатом, состоящим из знатных римских граждан (нобилей). Рост рабства, разорение мелких землевладельцев и ремесленников, обострение классовых ...

Культура и искусство, как модель социалистического общества
В начале ХХ века В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения Коммунистической партии к творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики Советского государства. В работе “Партийная организация и партийн ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация