Материальная и духовная культура Устюженского края в 1920-1930 годах

Культура и искусство » Материальная и духовная культура Устюженского края в 1920-1930 годах

Страница 2

Крестьяне могли отходить на заработки и на промышленные предприятия. В устюженском районе в эти годы создаются следующие предприятия: судоверфь им. Желябова(1928), а позднее судоверфь Лесснабсбыттоварищества, 2 винзавода(Спасский и Устюженский), имелась своя гидроэлектростанция с мельницей, льнообрабатывающий завод, 3 крупных и дюжина мелких механических мельниц ( в районе уже было около 30 мельниц, принадлежавших райисполкому или колхозам.) 8

Это также были места для приложения рабочей силы отходников. Их численность в 1931г – 6279 отходников против 3530 чел постоянно работающих – фабрично-заводских, транспортников, батраков и служащих. Главной же отраслью, куда направлялись они, оставалась лесопереработка. Судостроение (древнейшая отрасль для Устюжны с ХУП века) также требовало большого количества рабочих рук. Большие запасы хвойного леса( ель до 38% и сосна до 60%) способствовали развитию судоверфи им.Желябова, построенной в 1928 году . Это было довольно крупное производство(60-75 судов в год).9 Все население близлежащих деревень было занято на заводе.

Кроме этого, 26,3% населения было занято переработкой в спирт местного сырья – картофеля.10 Этому способствовало и введение государственной винной монополии. Хотя последняя способствовала широкому распространению самогонения, что явствует из числа правонарушений, зафиксированных правоохранительными органами, о чем будет сказано ниже.

Если в 1920-х годах много было занятых в частном и кооперативном секторах и распылялось на небольших производствах: спичечное, кожевенное, мукомольное, то в 30-х годах государственный сектор превалирует, мелкие же производства уступают место более крупным, индустриальным, и промыслы отходят на второй план.

Занимались устюжане и торговлей. Регулярно проводились летняя и осенняя ярмарки, был устроен базар, где торговали скотом, изделиями и товарами из крестьянских хозяйств.

Но земледелие играло также важную роль, особенно для отдельной семьи в условиях нехватки продовольствия и преимущественно натурального хозяйства.

Завершая разговор о занятиях устюжан, необходимо отметить, что наряду с негативными сторонами (раскулачивание, насильственное обобществление, тяжелые условия труда и бесправие колхозников), коллективизация принесла району в целом немало позитивного. Увеличилась урожайность - в середине 30-х годов колхоз "Имени ХШ годовщины Октября" перевыполнил план, собрав 115 ц. зерновых с гектара, а доярка этого колхоза Мария Егорова впервые надоившая 5000 литров молока в год, представляла район на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в 1939 году».14

Кроме того, отмечался во второй пятилетке рост поголовья скота,23 ликвидировались «чересполосица и мелкополосье, выросла урожайность, шло строительство новых школ, детских садов, техникума, библиотек, улучшалось здравоохранение и обслуживание населения. Это отмечают местная пресса, статистика, исследователи (например, П.А.Колесников15).

Известно, что до 1917 года в районе было 2 монастыря: Филаретова пустынь и Николо-Моденский монастырь. Последний просуществовал до 1929 года. А.Ю.Хрусталев считает, что возраст монахов (40-71 лет) позволяет утверждать, что "вера в российской деревне не исчезла, несмотря на давление и репрессии "строителей будущего".16

Несмотря на то, что в монастыре сформировали с/х артель, а затем совхоз, власти проводили жесткую политику: увеличивали налоги на аренду строений в десятки раз, с 1923 года началось ограбление монастыря при попустительстве властей (сначала похищали драгоценные оклады икон), затем - сами иконы. А с ликвидацией властями совхоза, было вывезено все хозяйственное имущество монастыря. Хотя, государство направляло вырученные средства на закупку хлеба за границей в кризисные годы.17 Подобным образом поступали и с церквями Устюженского уезда, которых насчитывалось на 1930-й год 30(в районе - 21, в городе - 7).18

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Хоровая музыка
Хоровое пение - достаточно специфическая область искусства, имеющее в своей основе идею приобщения к музыке посредством коллективного пения. Через голос человек выражает всю гамму своего чувственного мира, все богатство и разнообразие эмо ...

Русская культурологическая мысль
Сегодня обращение к русской религиозной философии становится особенно актуальным. Русские религиозные философы были глубоко убеждены, что фундамент человеческой жизни составляет начало духовное Кризисная ситуация современного общества под ...

Взгляды Николая Александровича Бердяева
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) происходил из аристократической семьи и еще до Октябрьской революции приобрел широкую популярность как социальный мыслитель и публицист, пройдя путь от революционных увлечений, ареста и ссылки, че ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация