В 20-х годах велика была беспризорность (в 1924г - 480 зарегистрировано, в т.ч. 100 - круглых сирот). Через приемник Устюженского отдела народного образования прошло тогда 54 чел. В 3-х детдомах содержалось 88 детей. Положение в детдомах и школах было плохим: дети «абсолютно голодали», содержались в душных, не отремонтированных помещениях, плохо снабжались одеждой и обувью. Сельсоветы ходатайствовали о материальной и экономической помощи в Губернские органы и Уотнаробраз.42
В 1924 году в связи с разрухой была введена платность для школ 1 и 2 ступени.
В области качества образования в 1924 г «положение дела с учебно-образовательной работой, несмотря на недостаток письменных принадлежностей, удовлетворительное». Использовали разнообразные методы работы: «экскурсионный метод, иллюстративный метод, метод заданий, моделирование, лепка, рисование и др. теперь уже не редкость». «Общественно-политическое воспитание осуществляется путем разработки и освежения вопросов современности беседами на общественно-политические темы, устройства в школах революционных вечеров и праздников, путем использования газетного материала». Отмечалось, что «историзм, процветавший в школах, сведен сейчас к минимуму», «программы по обществоведению построены на современности». Большое внимание уделялось физическому воспитанию (организовались подвижные игры, имелся спортклуб «Спартак»).43
В 30-м году было 75 школ 1 ступени (четырехлеток) и 1 школа 2 ступени(семилеток), началась работа по начальному всеобучу, завершившаяся в 34-м году. Тогда было уже 54 начальных школ (4 класса), 15 неполных средних (1-7 кл), 1 средняя школа (5-8 кл).44
Положение постепенно налаживалось, "школы перешли на работу по стабильным программам и стабильным учебникам", при школах развертывали подсобные хозяйства, где велось самое настоящее крестьянское хозяйство: сеяли зерновые, разводили скот и птицу, занимались пчеловодством. Благодаря этому в 47 школах обеспечивались горячими завтраками 4580 учащихся.
Что касается положения учителей, пресса отмечает как общую нехватку кадров, так и случаи пропусков занятий, небрежного отношения к профессиональным обязанностям, а также низкий уровень квалификации педагогов. Но ситуация улучшалась, и, если в 1928 году было 111 учителей, то в начале 1934г - 292 педагога.45 Улучшение материального состояния постепенно решало проблему кадров.
Если смотреть на образовательный ценз, то и в 1924, и в 1934 годах около 70% имели среднее или среднее специальное, и только 10% - высшее образование, остальные – начальное.46 Проблема повышения квалификации стояла остро.
Сеть полит. и культ. просветучреждений района представлена так: 86 красных уголков, 1 райполитцентр( велась марксистская работа), 1 киностационар(позже еще 1), 11 кинопередвижек( затем - 6), 22 изб-читален,17 библиотек сельских и 1 - центральная(в 1936г - 13897 книг), действовали Народный театр, Краеведческий музей.47Сеть постоянно расширялась за счет изб-читален и красных уголков.
В годы гражданской войны и голода 1921-1922гг. ситуация со здравоохранением была довольно сложной. В 1921-1923гг свирепствовала эпидемия сыпного тифа и оспы. На борьбу были брошены все силы, делались прививки, соблюдался жесткий карантин. Несмотря на это болезнь унесла нескольких человек врачей и медперсонала. Самоотверженным трудом и общими усилиями в 1923г эпидемию победили.
В 1934 году в районе действовало: 2 больницы (на 100 коек), 5 амбулаторий(2 - в городе, 3 - на селе), 1 женская и детская консультация, 6 фельдшерско-акушерских пунктов. Медперсонал составлял 106 человек, в т.ч. 12 врачей и 1 зубной, отмечается, что в 1934 г. была крепкая санитарная организация. Был собственный санитарный врач, делались бесплатные прививки от оспы, причем прямо на квартире квартальных, имелась бактериологическая лаборатория.48
Еще по теме:
Массовые зрелища Древней Греции и Древнего Рима
От древности до наших дней можно сказать, что Олимпийские игры были не столько спортивным мероприятием, сколько культурным. Игры были мероприятие общегреческого масштаба. Если на первых играх состязались атлеты только двух городов – Элиса ...
Белгородский
государственный историко - краеведческий музей и его филиалы
Белгородский государственный историко-краеведческий музей (далее БГИКМ) имеет статус центрального музея региона и является крупнейшим хранителем и пропагандистом исторического, культурного наследия области, научно-методическим учреждением ...
Шумерский пантеон
История формирования и развития мифологических представлений прослеживается на материалах изобразительного искусства приблизительно с сер. VI тыс. до н.э., по письменным источникам – с нач. III тысячелетия.
Шумерская художественная литер ...