Материальная и духовная культура Устюженского края в 1920-1930 годах

Культура и искусство » Материальная и духовная культура Устюженского края в 1920-1930 годах

Страница 8

Что касается науки, то центром ее притяжения был, на мой взгляд, Устюженский краеведческий музей (тогда Устюженский музей местного края). Он был открыт 30 июля 1921 года. Поначалу он был, в основном, искусствоведческим - из Петрограда в 1921 году были привезены картины известных русских и иностранных мастеров ХУП – Х1Х вв. Устраивались выставки-передвижки на период реконструкции. С 1924 г действовало в городе Общество по вопросам изучения уезда (в него входило 30 человек и имелось 3 секции: историческая, экономическая и естественная). Были найдены и собраны архивные материалы, грамоты и челобитные по истории Устюжны ХУ1 - ХУП веков. За 1921 год имеется прошение некоего М.В.Егорова о возврате в Устюжну вечевого колокола из Новгорода. Это факты, свидетельствующие об активно проводящейся краеведческой работе.51

При музее появляются кружок краеведения, собирающий частушки, кружок юных натуралистов, где велись фенологические работы, музей ведет совместную работу со столичными организациями и историческими обществами (напр., по вопросам о декабристах или для организации экскурсий для рабочих).

Большой вклад в создание музея внес Б.М.Яковцевский. За период его 31-летнего директорства фонды выросли до 14000 экземпляров. Бесконечно любя родной край, он вел большую исследовательскую работу: геологическую разведку полезных ископаемых, изучение художественных ремесел, вел паспортизацию Устюженского, Бабаевского, Чагодощенского районов, археологические раскопки. Им написаны ценные научные работы по краеведению. Борис Модестович в 1936 году, рискуя быть арестованным, отстоял от разрушения храм Рождества Богородицы под предлогом необходимости размещения там фондов музея. Церковь ХУП века имел богатый иконостас и был одним из красивейших храмов города. Иконы и утварь из порушенных святынь свозились туда.52

В прессе в просветительских целях часто встречаются заметки о знаменательных исторических событиях (о Парижской коммуне, "Кровавом Воскресенье"). Документы сообщают, что 1927 году власти принимают меры по охране памятников природы и культуры от различных посягательств (в частности, в ответ на неофициальные раскопки).53 Из известных ученых можно сказать о С.Крылове - юристе-международнике, составлявшем Устав ООН, ученом-металлурге В.И.Явойском, династии ветеринаров Д.И., И.И., В.И. Казанских, профессоре П.А.Колесникове (директоре УСШ№1,заведующем Районным отделом образования), учителе биологии Н.Кудрявцеве. Таким образом, и провинция стремилась не отставать в культурном плане от столиц.

В исследуемый период характерно стремление властей уничтожить все проявления старой культуры. Это актуально и для культуры праздников и досуга устюжан. Но несмотря на антирелигиозные гонения, люди продолжали отмечать церковные праздники (даже в 30-е годы "Вперед" сообщала о прогулах работников судоверфи по причине "празднования Николая Угодника".).

Официально в 1924г отмечались следующие праздники: Годовщина Октября, День урожая, Сельскохозяйственная кампания, Комсомольское Рождество, День 9 января, Годовщина Красной Армии, Образование Коминтерна, Международный день работницы, «Крестьянская реформа 1861г», День Парижской Коммуны, Комсомольская Пасха и др.54 Из неофициальных проводились дни и месячники, посвященные каким-либо событиям или мероприятиям (например, противотуберкулезный месячник, или День дирижабля, обычно со сбором средств на строительство его). В 1931 году на первомайскую демонстрацию готовились все сельсоветы (проводились беседы среди колхозников и единоличников о значении 1 мая, школы, с/советы, квартиры колхозников украшались зеленью и флагами). 6 колхозов участвовали в демонстрации в Устюжне, 3 колхоза – в своих деревнях. 2 мая проведен смотр боевой готовности к севу с пробными выездами в поле, в деревне Слуды проведены сборы на дирижаблестроение, была проведена первая запашка.55

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Легенда о Щите Медузы
В своих «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Сер Пьеро отдал щит свое ...

Методы культурологических исследований
· Эволюционный метод · Структурно-функциональный метод · Диффузионизм и символический интеракционизм · Диффузионизм · Символический интеракционизм Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, функции культуры, культурогенез ...

Понятийный аппарат дизайнера-модельера
Народный костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства, обладает богатством форм выражения, широтой и глубиной культурных и художественных связей. Костюм представляет собой целостный худо ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация