Материальная и духовная культура Устюженского края в 1920-1930 годах

Культура и искусство » Материальная и духовная культура Устюженского края в 1920-1930 годах

Страница 7

Недостатком было то, что на 1 больницу среднее число населения составляло 31400 человек, на фельдшерский пункт – 6000. Этого, конечно же, было мало, если учесть, что зимой приходилось порой добираться пешком за 30 километров по глубокому снегу до ближайшего фельдшерского пункта.

Жители сел обычно сами содержали пункты, а зарплата медперсоналу платилась районными органами.

С 1935г в Устюжне открылась медшкола, готовившая медсестер самого широкого профиля.49

Таким образом, в городе и районе ситуация с образованием и здравоохранением постепенно налаживалась. Причем не усилиями властей или финансов, а прежде всего мужественным и самоотверженным трудом людей, трудившихся на благо своего будущего, восстановления хозяйства своей страны. В городе в это время работали известные педагоги А.А. Поздеев, В. Павлов, П. Войтяцкий, к сожалению, испытавшие колесо сталинских репрессий, врачи С.И. Адрианов, М. Адрианова, М.С. Судаков (сделавший за свою врачебную практику 12000 операций, то есть почти каждому пятому жителю района!), военный хирург С.Сычев. Можно с полной уверенностью сказать, что без этих людей нашему району было бы совершенно не достичь тех хозяйственных успехов, которые были в предвоенные годы.

Несмотря на то, что Москва и Ленинград были законодателями в областях науки и искусства, северная глубинка старалась не отставать от них. В уезде еще в 1918 г действовал Кружок деятелей сценического искусства (позже - Общество сценических деятелей), который проводил представления, имел свое здание – Народный дом. Он был в 20-30-х годах своего рода Меккой культурной жизни уезда и района.

Поначалу серьезной постановочной деятельности не велось. Но после вхождения Общества в 1921г во Всероссийский союз работников искусств ( на праве полного членства с уплатой взносов) и прибытия из Москвы руководителя, артиста и музыканта, умелый организатор, Б.Е.Милославского(Левита), жизнь театра изменилась. Если раньше ставились сценки, небольшие концерты, творческие вечера годовщин поэтов и прозаиков, то теперь устюжане знакомились с пьесами русских и зарубежных классиков (например, "Женитьба" Н.В.Гоголя), устюжане услышали произведения Глинки, Чайковского, Монти, Венявского, Алябьева, Брамса, Шуберта, Шмидта. Театр начинает гастроли по деревням, усадебным домам, даже "на ладонях" (гумнах с глинобитным полом для сушки зерна).В это же время в сельсоветах создаются собственные театры( размещаются в домах купцов, помещиков, церквях).

Общество контролировалось центральной организацией и Уездным отделом народного образования, в ведении которого находилось здание театра. По поводу тематики пьес нередки были острые конфликты с этими органами ( в 30-е гг власти осуждали пьесы Л.Андреева, Арцыбашева, Вербицкой). Некоторые артисты были даже осуждены по ст.58 (Уголовного кодекса СССР 1926 года).

В 1936 г. театр переименовали в Колхозно-совхозный театр. Ставилась классика (Лесков, Пушкин, Мольер, Б.Шоу и др.), а также произведения соцреализма (Карасев, Финн, Успенский). В 1937 году в 49 деревнях были драмкружки, проводились творческие вечера. В городе нередко ставились интермедии на злобу дня: например, по улице неожиданно проносилась тройка с реалистичными Чапаевым и ординарцем Петькой у "Максима".50

В предвоенные годы театр сильно повлиял на жизненный выбор многих артистов: многие ушли на фронт, иные не вернулись. Театр играл большую роль в культурной жизни района, к артистам относились уважительно.

Среди других деятелей искусства можно назвать пианистку-дворянку В.У.Сипягину-Лилиенфельд (аккомпанировавшую Ф.Шаляпину), родом из уезда был художник В.И.Козлинский и некоторые другие деятели.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

История возникновения Национального музея Республики Башкортостан
История Национального музея Республики Башкортостан - это не только судьбы и жизненные пути людей, создавших его, но и история его фондов, коллекций и предметов, хранящихся или выставленных в экспозиционных залах, и чем разностороннее и б ...

Стили одежды в 20-80 гг. ХХ века
Стиль ретро Первые десятилетия прошлого века женская мода испытывала серьезное влияние эмансипации. Мода 20-х - 30-х годов предложила женщинам надеть мужские костюмы, укоротила длину платьев, возвела в культ слегка мужеподобный образ. В ...

Система сторожевых поселений, замков и башен горной Чечни
Сторожевые поселения строились в горной Чечне таким образом, чтобы имелась возможность контролировать все ключевые перевалы, дороги и горные тропы. Согласно исследованию археолога С. Умарова, эти укрепления составляли единую систему стор ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация