Материальная и духовная культура Устюженского края в 1920-1930 годах

Культура и искусство » Материальная и духовная культура Устюженского края в 1920-1930 годах

Страница 7

Недостатком было то, что на 1 больницу среднее число населения составляло 31400 человек, на фельдшерский пункт – 6000. Этого, конечно же, было мало, если учесть, что зимой приходилось порой добираться пешком за 30 километров по глубокому снегу до ближайшего фельдшерского пункта.

Жители сел обычно сами содержали пункты, а зарплата медперсоналу платилась районными органами.

С 1935г в Устюжне открылась медшкола, готовившая медсестер самого широкого профиля.49

Таким образом, в городе и районе ситуация с образованием и здравоохранением постепенно налаживалась. Причем не усилиями властей или финансов, а прежде всего мужественным и самоотверженным трудом людей, трудившихся на благо своего будущего, восстановления хозяйства своей страны. В городе в это время работали известные педагоги А.А. Поздеев, В. Павлов, П. Войтяцкий, к сожалению, испытавшие колесо сталинских репрессий, врачи С.И. Адрианов, М. Адрианова, М.С. Судаков (сделавший за свою врачебную практику 12000 операций, то есть почти каждому пятому жителю района!), военный хирург С.Сычев. Можно с полной уверенностью сказать, что без этих людей нашему району было бы совершенно не достичь тех хозяйственных успехов, которые были в предвоенные годы.

Несмотря на то, что Москва и Ленинград были законодателями в областях науки и искусства, северная глубинка старалась не отставать от них. В уезде еще в 1918 г действовал Кружок деятелей сценического искусства (позже - Общество сценических деятелей), который проводил представления, имел свое здание – Народный дом. Он был в 20-30-х годах своего рода Меккой культурной жизни уезда и района.

Поначалу серьезной постановочной деятельности не велось. Но после вхождения Общества в 1921г во Всероссийский союз работников искусств ( на праве полного членства с уплатой взносов) и прибытия из Москвы руководителя, артиста и музыканта, умелый организатор, Б.Е.Милославского(Левита), жизнь театра изменилась. Если раньше ставились сценки, небольшие концерты, творческие вечера годовщин поэтов и прозаиков, то теперь устюжане знакомились с пьесами русских и зарубежных классиков (например, "Женитьба" Н.В.Гоголя), устюжане услышали произведения Глинки, Чайковского, Монти, Венявского, Алябьева, Брамса, Шуберта, Шмидта. Театр начинает гастроли по деревням, усадебным домам, даже "на ладонях" (гумнах с глинобитным полом для сушки зерна).В это же время в сельсоветах создаются собственные театры( размещаются в домах купцов, помещиков, церквях).

Общество контролировалось центральной организацией и Уездным отделом народного образования, в ведении которого находилось здание театра. По поводу тематики пьес нередки были острые конфликты с этими органами ( в 30-е гг власти осуждали пьесы Л.Андреева, Арцыбашева, Вербицкой). Некоторые артисты были даже осуждены по ст.58 (Уголовного кодекса СССР 1926 года).

В 1936 г. театр переименовали в Колхозно-совхозный театр. Ставилась классика (Лесков, Пушкин, Мольер, Б.Шоу и др.), а также произведения соцреализма (Карасев, Финн, Успенский). В 1937 году в 49 деревнях были драмкружки, проводились творческие вечера. В городе нередко ставились интермедии на злобу дня: например, по улице неожиданно проносилась тройка с реалистичными Чапаевым и ординарцем Петькой у "Максима".50

В предвоенные годы театр сильно повлиял на жизненный выбор многих артистов: многие ушли на фронт, иные не вернулись. Театр играл большую роль в культурной жизни района, к артистам относились уважительно.

Среди других деятелей искусства можно назвать пианистку-дворянку В.У.Сипягину-Лилиенфельд (аккомпанировавшую Ф.Шаляпину), родом из уезда был художник В.И.Козлинский и некоторые другие деятели.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Культура европейского средневековья
Крупный исторический период, именуемый "Средними веками", не имеет общепринятых хронологических рамок. Во многом это определяется различием взглядов на своеобразие и место данной эпохи в истории западноевропейских стран, культур ...

Источники формирования образа Богородицы в иконографии
За десять веков христианской культуры в России создано великое множество икон Богоматери. Специалисты насчитывают до семисот иконографий. Богородичные иконы христоцентричны по определению, так как через рождение Христа Мария становится Бо ...

Театр передвижных картинок
Раек переносная, потешная панорама играл роль своеобразной устной газеты. Он вобрал в себя разные зрелищные формы праздничной площади - панораму, выступления зазывал и кукольников, устную рекламу, балаганное представление, оказал воздейст ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация