Анализ мотиваций создания современных частных коллекций

Культура и искусство » Мотивации до-музейного собирательства: исторический аспект, современность » Анализ мотиваций создания современных частных коллекций

Страница 2

Достаточно вспомнить блестящие коллекции Г.Костаки, Е.Нутовича, Л.Талочкина, Н.Благодатова, Л.Кацнельсона и др. Эти собиратели - энтузиасты, подвижники - и сами немногим отличались от типажа художника андерграунда. Они стали неотъемлемой частью развивающегося процесса либерализации в российском искусстве. Тогда же стали формироваться и западные частные коллекции неофициального русского искусства. Многие собрания позже распались, в некоторых присутствие русских художников осталось случайным эпизодом, но для части западных коллекционеров собирание «второго русского авангарда» стало делом жизни.

Первые приобретения Трайсмана в США связаны с работами Эрнста Неизвестного и Михаила Шемякина. В дальнейшем его коллекцию пополнили многочисленные работы русских художников, работавших в период от 50-х до начала 90-х годов прошлого века. Как отмечают ведущие искусствоведы России, в коллекции Трайсмана представлен полный спектр направлений, тенденций, стилей рассматриваемого периода. Это не только одна из самых масштабных, но и «наиболее темпераментная» из существующих ныне авторских коллекций. Актуализируя в конкретных произведениях интересующие его художественые ценности, собиратель создает единое поле, цельность которому придает энергия собственного выбора. В его собрании этот эффект реализуется с концептуальной чистотой.

Основу коллекции Ю.Трайсмана составляют работы общеизвестных и признанных авторов: Вагрича Бахчаняна, Гриши Брускина, Анатолия Брусиловского, Эрика Булатова, Владимира Вейсберга, Риммы и Валерия Герловиных, Дмитрия Жилинского, Анатолия Зверева, Ильи Кабакова, Александра Косолапова, Дмитрия Краснопевцева, Эрнста Неизвестного, Владимира Немухина, Дмитрия Пригова, Леонида Пурыгина, Анатолия Степышева, Семена Файбисовича, Олега Целкова, Михаила Шварцмана, Михаила Шемякина, Владимира Янкилевского и многих других художников и скульпторов.

Многие критики отмечают, что в коллекции чувствуется пристрастие ее создателя к психологическому и эмоционально - экспрессивному измерениям андерграунда. Эта направленность просматривается от карнавальной травестии М.Шемякина к непричесанной бытийности В.Калинина, от сомнабулических ситуаций Т.Назаренко к притчевой крестьянской основательности В.Овчинникова.

Коллекции Юрия Трайсмана свойственна внутренняя динамика. В ней прослеживаются этапы становления художественных вкусов и пристрастий. В последнее время Трайсман заинтересовался документальной фотографией и вообще идеей документации: его коллекция пополнилась произведениями классика фотожурналистики Е.Халдея, приобретены архивные материалы И.Пальмина, В.Сычева и других документалистов.

Современные виды собирательства отличаются огромным разнообразием и приобретают порой причудливые формы, отражая различные потребности, интересы и предпочтения коллекционеров. Приведем лишь некоторые примеры.

- Коллекционирование балалаек. Большая коллекция русских балалаек принадлежит Григорию Титову, проживающему в Вашингтоне (США).

- Коллекционирование барабанных палочек с автографами.

- Коллекционирование бейсбольных карточек.

- Коллекционирование бисера. Коллекционирование украшений из бисера - мелких бусинок из цветного стекла. Первую попытку в России получить бисер предпринял Михаил Ломоносов в 1748 г., а мировое первенство в изготовлении бисера принадлежит мастерам Древнего Египта. В России бисер стал популярным к середине XIX в. Одна из крупнейших коллекций бисера, которая собиралась на протяжении 40 лет семьёй Миримовых-Васильевых-Юровых, в августе-сентябре 2002 г. выставлена в Музее личных коллекций ГМИИ им. Пушкина.

- Коллекционирование блатных песен. Вячеслав Патлах из Пензы коллекционирует блатные песни в сборниках, записях и концертах.

- Коллекционирование блокадных изданий. Коллекционирование печатной продукции, которая отражает жизнь блокадного Ленинграда.

- Коллекционирование ботфортов. Шведский коллекционер Карл Филгрен из города Бьерна коллекционирует ботфорты - высокие сапоги с раструбами. В его коллекции 42 пары подлинных ботфортов XVIII-XIX вв. из Европы и Северной Америки. Гордостью коллекции считаются сапоги шведского короля Карла XII, сшитые из кожи тюленя.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Образование Ногайской орды
Ногайцы имеют сложное происхождение. Ногайский этнос образовалcя в результате слияния ряда тюркоязычных (канглы, кыпчаки, булгары, балкалы, алаши и др.) племен, постепенно ассимилированных тюрками. Древняя территория этих кочевых племен н ...

Минералогический музей
Первоначально этот музей находился на кафедре минералогии геологического факультета. Его площадь была слишком маленькой, чтобы можно было выставлять большую часть коллекции. Всего в музее хранилось 20 тыс. штуфов минералов из различных ме ...

Боевые башни
Наивысшего расцвета архитектура чеченцев достигла в специальных оборонительных сооружениях – боевых башнях. До нашего времени в горной Чечне в различном виде сохранилось более 200 боевых башен, и это несмотря на то, что чеченские башни п ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация