Лозоплетение и ажурная резьба по дереву

Культура и искусство » Лозоплетение и ажурная резьба по дереву

Искусство плетения из лозы своими корнями уходит в глубину веков. Уже в каменном веке существовал способ обжига глиняных изделий: сначала делали плетеную из веточек емкость, а затем изнутри обмазывали ее глиной. Веточки обгорали на костре, а на поверхности сосуда оставался рисунок плетения. Люди умели плести верши и силки, технология плетения использовалась для возведения стен жилищ. Плетение из лозы является предшественником ткачества. Первые циновки и одежда, сплетения из трав, -прообраз современных тканей. Постепенно материал для плетения изменился, появились дополнительные приспособления, но принцип «основа уток» в ткачестве остался.

Во все времена, у всех народов были популярны изделия, созданные мастерами, владеющими техникой лозоплетения. Ко второй половине 19 века этот вид прикладного искусства стал очень модным. О широкой популярности плетеных изделий можно судить по ассортименту предлагавшихся товаров: всевозможная мебель (стулья, столы, диваны, ширмы, этажерки и детские кроватки), газетницы, коляски, качели, дорожные сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки, корзины (для бумаг, рукоделия, цветов, фруктов), детские игрушки, предметы сервировки стола (хлебницы, сухарницы).

Плетение из лозы – одно из немногих ремесел, дошедших до нас практически без изменения. На первом месте в искусстве плетения всегда стояло утилитарное назначение изделий, что позволяло рассматривать лозоплетение как один из видов декоративно – прикладного искусства.

Безграничные возможности техники плетения из лозы в украшении привычных бытовых предметов привлекали талантливых мастеров. Можно назвать такие имена, как Алексей Алексеевич Бескодаров, Василий Васильевич Логинов, Владимир Михайлович Дубровский, Федор Федорович Трапезников, Валерий Михайлович Козлов. Свой труд и талант они вложили в развитие этого ремесла, оставив после себя замечательное наследие – книги по искусству плетения.

Научиться плести может каждый. Стройная, веками отработанная система приемов и правил позволяет прийти к созданию практически любой вещи. Людям, настроенным на более серьезную перспективу, заметим, что изделия из лозы в наше время везде находят своих покупателей: и на простых сельских рынках, и в престижных художественных салонах.

Некоторая аскетичность современных интерьеров предоставляет полную свободу для использования разнообразных элементов, создающих индивидуальный облик жилища, сообщающих ему ни с чем не сравнимое очарование и функциональность. Декоративные изделия и конструкции помогают организовать пространство помещений различного назначения и объединяют их в ансамбль современного дома.

Аналогичные тенденции присутствуют в ландшафтном дизайне. Модные изысканно – запущенные сады с многочисленными «забытыми» уголками, связанными различными по стилю дорожками, подпорными стенками, перголами, требуют присутствия всего многообразия техник декорирования.

Одной из самых распространенных, дающих максимальное разнообразие форм является техника плетения из лозы.

В эпоху неолита, на заре развития человечества, плетение из лозы являлось одним из привычных ремесел. Археологические раскопки подтверждают существование плетеных емкостей, служивших формами для изготовления глиняной посуды: на черепках отчетливо видны следы характерного переплетения.

В библейских текстах встречаются упоминания о плетении из лозы: дочь фараона находит младенца Моисея, плывущего по Нилу в корзине из тростника.

В Древнем Риме войско гладиатора Спартака спустилось с вершины Везувия по сплетенным из виноградной лозы лестницам.

В средние века техника лозоплетения была одной из самых распространенных. Многочисленные плетеные предметы изображены на картинах художников эпохи Возрождения.

Во второй половине 19 в изделия из лозы вошли в моду среди самых различных слоев общества. Стулья, кресла столы, дорожные сундуки, корзины для бумаг и рукоделия, вазы для фруктов и цветов и многое другое изготавливалось мастерами и пользовалось неизменным спросом.

Древнее искусство органично входит в современность, сообщая окружающей действительности особую неповторимость и изысканность.

Еще по теме:

Социологическая концепция культуры Макса и Альфреда Вебера
В первой половине XX века известность получила также социологическая концепция культуры Макса Вебера и Альфреда Вебера. М. Вебер (1864-1920) совместно с Дильтеем и Риккертом разработали социологическую концепцию ценностей и ценностных суж ...

Экспозиция музея посвященная усадьбе Орловых-Давыдовых
После того как началось массовое разграбление усадьбы графов Орловых-Давыдовых все вещи находившиеся в усадьбе было решено вывезти оттуда. Хотя некоторые предметы попали в самарские музеи краеведческий и художественный, огромная коллекция ...

Возрастание роли культурологии в исследовании социальных и духовных процессов современности
Современная культурология формируется, выходя из-под родительской опеки философии, обретает собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Несомненно, прежде всего культуролог имеет дело с результатами культур ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация