Искусство плетения из лозы своими корнями уходит в глубину веков. Уже в каменном веке существовал способ обжига глиняных изделий: сначала делали плетеную из веточек емкость, а затем изнутри обмазывали ее глиной. Веточки обгорали на костре, а на поверхности сосуда оставался рисунок плетения. Люди умели плести верши и силки, технология плетения использовалась для возведения стен жилищ. Плетение из лозы является предшественником ткачества. Первые циновки и одежда, сплетения из трав, -прообраз современных тканей. Постепенно материал для плетения изменился, появились дополнительные приспособления, но принцип «основа уток» в ткачестве остался.
Во все времена, у всех народов были популярны изделия, созданные мастерами, владеющими техникой лозоплетения. Ко второй половине 19 века этот вид прикладного искусства стал очень модным. О широкой популярности плетеных изделий можно судить по ассортименту предлагавшихся товаров: всевозможная мебель (стулья, столы, диваны, ширмы, этажерки и детские кроватки), газетницы, коляски, качели, дорожные сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки, корзины (для бумаг, рукоделия, цветов, фруктов), детские игрушки, предметы сервировки стола (хлебницы, сухарницы).
Плетение из лозы – одно из немногих ремесел, дошедших до нас практически без изменения. На первом месте в искусстве плетения всегда стояло утилитарное назначение изделий, что позволяло рассматривать лозоплетение как один из видов декоративно – прикладного искусства.
Безграничные возможности техники плетения из лозы в украшении привычных бытовых предметов привлекали талантливых мастеров. Можно назвать такие имена, как Алексей Алексеевич Бескодаров, Василий Васильевич Логинов, Владимир Михайлович Дубровский, Федор Федорович Трапезников, Валерий Михайлович Козлов. Свой труд и талант они вложили в развитие этого ремесла, оставив после себя замечательное наследие – книги по искусству плетения.
Научиться плести может каждый. Стройная, веками отработанная система приемов и правил позволяет прийти к созданию практически любой вещи. Людям, настроенным на более серьезную перспективу, заметим, что изделия из лозы в наше время везде находят своих покупателей: и на простых сельских рынках, и в престижных художественных салонах.
Некоторая аскетичность современных интерьеров предоставляет полную свободу для использования разнообразных элементов, создающих индивидуальный облик жилища, сообщающих ему ни с чем не сравнимое очарование и функциональность. Декоративные изделия и конструкции помогают организовать пространство помещений различного назначения и объединяют их в ансамбль современного дома.
Аналогичные тенденции присутствуют в ландшафтном дизайне. Модные изысканно – запущенные сады с многочисленными «забытыми» уголками, связанными различными по стилю дорожками, подпорными стенками, перголами, требуют присутствия всего многообразия техник декорирования.
Одной из самых распространенных, дающих максимальное разнообразие форм является техника плетения из лозы.
В эпоху неолита, на заре развития человечества, плетение из лозы являлось одним из привычных ремесел. Археологические раскопки подтверждают существование плетеных емкостей, служивших формами для изготовления глиняной посуды: на черепках отчетливо видны следы характерного переплетения.
В библейских текстах встречаются упоминания о плетении из лозы: дочь фараона находит младенца Моисея, плывущего по Нилу в корзине из тростника.
В Древнем Риме войско гладиатора Спартака спустилось с вершины Везувия по сплетенным из виноградной лозы лестницам.
В средние века техника лозоплетения была одной из самых распространенных. Многочисленные плетеные предметы изображены на картинах художников эпохи Возрождения.
Во второй половине 19 в изделия из лозы вошли в моду среди самых различных слоев общества. Стулья, кресла столы, дорожные сундуки, корзины для бумаг и рукоделия, вазы для фруктов и цветов и многое другое изготавливалось мастерами и пользовалось неизменным спросом.
Древнее искусство органично входит в современность, сообщая окружающей действительности особую неповторимость и изысканность.
Еще по теме:
Постмодернизм — культура конца XX
века
Постмодернизм — новый феномен культуры и новое отношение к действительности, сложившиеся в 60-е годы XX века как реакция на глобальные потрясения новейшего времени. Две мировые войны, создание оружия, ставящего под угрозу существование пл ...
Предпосылки появления проблемы сохранения и использования нематериальных
объектов наследия
На деле музеи уже не первый год и даже не первое десятилетие сохраняют объекты нематериальной культуры (по крайней мере, некоторые из них – преимущественно те, которые связаны с фольклором, производственным процессами, отчасти с традицион ...
"Ангел" Дали
Вновь обретенная уверенность Дали в себе и в своей работе появилась благодаря отношениям с Галой, женщиной, полностью его удовлетворявшей. Но он не был настолько ослеплен любовью, чтобы не видеть другого значения их связи. Он выразил это ...